Бендлер и Гриндер делили все паттерны метамодели на три группы. Какие?
• В соответствии с временем: прошло - настоящее - будущее.
• В соответствии со способом мышления: индукция - дедукция - традукция.
• В соответствии со способами познания мира: опущение, обобщение, искажение.

Ответ

Бендлер и Гриндер делили все паттерны метамодели на три группы в соответствии со способами познания мира.
К опущениям относятся паттерны: неопределённый референтный индекс, неконкретные глаголы, утраченный перформатив и номинализации.
К обобщениям: кванторы всеобщности и модальные операторы возможности и необходимости.
К искажениям: сравнение с умолчанием, причина и следствие, чтение мыслей.

У всех ли людей есть субъективная линия времени?
• да, ведь субъективная линия времени характерная часть человеческого мышления;
• нет, субъективная линия времени результат научения и есть не у всех.

Ответ

Субъективная линия времени результат научения и есть не у всех. Люди без субъективной линии времени в среднем ведут себя как люди с включённой линией времени. Джек Макани оценивает количество людей без субъективной линии времени в 15-20%.

Исследуйте, как различается субъективное представление ситуации описанной глаголом и номинализацией. Например: бежать и бег, разговаривать и разговор.

525

– Я разговариваю по телефону и у меня разговор по телефону. В первом случае картинка ассоциированная, это кино, достаточно чёткое, со звуком. Во втором - диссоциация, фотография, достаточно смутная, звук есть, но содержания совершенно не разобрать.
– Ольга покупает кефир и у Ольги покупка кефира. Различия приблизительно такие же: когда в предложении глагол, то это чёткое кино со чётким звуком, а если номинализация - фотография, здесь даже без звука.

На какое нарушение метамодели языка реакция?
– У меня никогда ничего не получается!
– Когда-нибудь у тебя получалось что-то полезное?

• номинализации
• неконкретные местоимения
• кванторы всеобщности
• сравнение с умолчанием

Ответ

Здесь реакция на кванторы всеобщности «никогда» и «ничего». Человеку предлагается самостоятельно найти исключение из правила - ситуацию, когда у него получалось что-то полезное. Добавка про «полезное» использована для того, чтобы исключить ответ: «Получалось, но только плохое/вредное/бесполезное».

На какое нарушение метамодели языка реакция?
– У него обида на меня.
– У кого именно на вас обида?
• номинализация
• неконкретное местоимение
• неконкретный глагол
• утерянный перформатив

Здесь реакция на местоимение «него». В исходной фразе есть номинализация, но во фразе на неё реакции нет - «обида» оставлена существительным и не переведена в глагол.

Подумайте, какие метамодельные вопросы и в каком порядке стоит задать к фразе: «Это будет сделано правильно и в срок».

Модальные операторы (могу, разрешено, имею право, должен, обязан, вынужден) имеют разное субъективное представление. Его полезно исследовать, например, расположив эти операторы на шкале «возможность» - «ограничение».

414

Метамодельный вопрос «По сравнению с кем/ с чем?» это характерная реакция на нарушение метамодели языка:
• неконкретные существительные
• причина-следствие
• сравнение с умолчанием
• чтение мыслей

Это характерная реакция на нарушение метамодели языка «сравнение с умолчанием»:
– Он лучше?
– По сравнению с кем?

• порядок слов в предложении
• обозначение чего-то в языке
• уровень важности высказывания
• поиск значения слова в памяти

В НЛП понятие "референтный индекс" связано с метамоделью. Объект на территории (человек, автомобиль, сова, дерево, камень) называется "референтом", а его обозначение в языке "референтным индексом".

378

Например, дельфин на фотографии - референт, а подпись "дельфин-афалина" - референтный индекс.

На какое нарушение метамодели языка реакция:
– Он хуже.
– По сравнению с кем?

• неконкретный глагол
• утерянный перформатив
• сравнение с умолчанием
• чтение мыслей

Эта реакция на "сравнение с умолчанием".

На какой паттерн нарушения метамодели языка реакция на фразу:
– Ты разрушаешь мои планы.
– Каким образом я могу нарушить твои планы?

• модальный оператор необходимости;
• сравнение с умолчанием;
• причина и следствие;
• чтение мыслей.

Это "причина и следствие": есть предположение, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство. Выясняем: «Каким образом А вызывает Б?»
– Ты мешаешь мне думать.
– Каким образом то, что я делаю, мешает тебе думать?
– Твои комментарии меня бесят.
– Каким образом мои комментарии бесят тебя?

• кванторы всеобщности
• кванторы существования
• неопределённые глаголы
• номинализации

Это кванторы существования.

  • неконкретный глагол
  • сравнение с умолчанием
  • причина и следствие
  • чтение мыслей

  • От кого именно вы не получаете признания?
  • Как бы вы хотели, что бы вас признавали?
  • Как именно вы не получаете признание?
  • Кто именно не получает признания?

Во фразе есть номинализация «признание» - её стоит перевести в глагол. Так что оптимальным начальным вопросом будет: «Как бы вы хотели, что бы вас признавали?»

Какой паттерн нарушения метамодели языка во фразе: «Они пришли в восемь утра»?

• неконкретное существительное

• неконкретное местоимение

• утерянный перформатив

• номинализация

• неконкретный глагол

В первую очередь я бы обратил внимание на неконкретно местоимение «они». И задал бы вопрос: «Кто именно пришёл в восемь утра?»

На какой паттерн нарушения метамодели языка реакция:

- Установлено, что кошки умнее собак.

- Кем именно установлено?

  • неконкретный глагол
  • номинализация
  • утерянный перформатив
  • сравнение с умолчанием
  • причина и следствие
  • чтение мыслей

Это реакция на "утерянный перформатив".

Утерянный перформатив

известно, установлено, психологи знают, учёные утверждают

Высказывание оценочного суждения, без сообщения о его авторе (источнике). Узнаём, кто автор: «Кем установлено?», «Какие учёные?»

- Известно, что Иванов лодырь.

- Кто так решил?

- Педагоги считают, что детям помогать нельзя.

- Какие именно педагоги?

  • генеративной лингвистики
  • трансформационной грамматики
  • порождающей грамматики
  • общей филологии
  • конструктивного языкознания

Паттерны метамодели взяты из трансформационной грамматики Ноама Хомски (Noam Chomsky).

Метамодельный вопрос «каким образом вы знаете, что Х?» это реакция на нарушение правильности метамодели:

  • неконкретные существительные;
  • неконкретные глаголы;
  • номинализации;
  • причина-следствие;
  • сравнение с умолчанием;
  • чтение мыслей.

Подробнее о метамодели.

Это характерная реакция на нарушение метамодели языка «чтение мыслей».

  • все
  • всегда
  • завтра
  • иногда
  • кое-где
  • некоторые
  • никто
  • образно
  • однозначно
  • случается

Кванторы существования: иногда, кое-где, некоторые, случается.
Кванторы всеобщности: все, всегда, никто.
Подробнее про метамодель.

То есть, какие вопросы можно к нему задать.

О валентностях.

  1. Кто печатает?
  2. Что печатает?
  3. Кому печатает?
  4. Где печатает?
  5. Как долго?
  6. На чём печатает?
  7. Когда печатает?
  8. Как именно?