Сообщение об уровне важности - одно из основных невербальных сообщений. Что логично - в коммуникации всё время нужно показывать, что вот это более важно, это менее, а это вообще не стоит внимания.
Внешне выражается в уровне эмоциональной возбуждённости («энергии») - чем важнее, тем уровень выше. В визуальном варианте - чем выше образ, тем важнее, а неважно часто изображается жестом сверху вниз.
Плюс есть специальные способы показать важность размером: пальцами или размахом рук.

‼️ При этом важна конгруэнтность - визуальное маркирование должно совпадать с кинестетическими признаками.

Как демонстрируется:

523

👆 Важно: повышение тонуса мышц (лицо, руки, тело), голос более интонационный и громкий, в визуальном варианте маркирование образа вверх (чем выше - тем важнее), весомости «предмета», напряжением кисти рук.
👇 Неважно: низкий тонус мышц, голос спокойный и расслабленный, маркирование вниз.

🛠 Упражнение

Потренируйтесь перед зеркалом/на камеру конгруэнтно демонстрировать разные уровни важности. Можно прошкалировать от 0 до 10. И одну и ту же короткую фразу произносить с разными уровнями важности: 3, 7, 2, 10, 0, 4 …
– Сегодня хорошая погода.
– Этот стул мне нравится.
– Какая интересная новость.

Хороший способ продемонстрировать как работает подстройка в коммуникации - это предложить обсудить людям тему, относительно которой они расходятся во мнениях. Но при этом находиться в одинаковых позах. Обычно во время такой беседы люди либо начинают отстраиваться - принимать разные позы, либо находят что у них общего в этой теме, ищут, что их объединяет и тому подобное.
При попытке обсудить тему, в которой полностью друг с другом согласны, но в отстроенных позах, либо позы синхронизируются, либо начинаются споры, поиски в чём мнения расходятся.

• возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния
• согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами
• заимствование элементов поведения другого человека
• установление соответствия внешних признаков поведения и состояния человека

Ответ

Возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния - это как раз ведение.
Согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами - это конгруэнтность.
Заимствование элементов поведения другого человека - это подстройка.
Сопоставление поведения и внутреннего состояния другого человека - это калибровка.

Какой тип рефрейминга использован на картинке?

514

• смысла
• контекста

Ответ

Смысл картинки задаётся напрямую (самый дорогой и самый неэкономичный автомобиль в мире), так что это рефрейминг смысла.

Прошлое упражнение (🐠 «рыба») было про развитие спонтанной речи. Сегодня же мы добавим контроля. Чтобы спонтанность была в нужном направлении. А не била фонтаном во все стороны.

512

🦴 Скелет – это точки перехода, где происходит ассоциативный переход с одной темы на другую. Обычно помня только скелет можно легко восстановить всю 🐠 «рыбу». Когда надо восстановить весь процесс общения достаточно вспомнить контрольные точки, а «мясо» на этот «скелет» будет само выплывать из бессознательного.
После того как вы сделаете 🐠 «рыбу» восстановите ее скелет. Лучше напишите, как минимум – четко проговорите (про себя).
Строить 🦴 скелет можно как сначала (с головы «рыбы»), так и с конца (с хвоста «рыбы»).
🐠 «Рыба»:
– В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем, и магазинов. И товаров стало больше. Например, раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять.  И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше, пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. Красивую, модную, но очень дорогую.
🦴 Скелет: жара 30-35 градусов – температура человека 36.6 – аптека – много – сорта сыра – виды молока – обезжиренное молоко – похудеть – внешний вид – косметика – тушь – Франция – одежда – мини.
🦴 С хвоста это будет выглядеть задом наперед: мини – одежда – Франция – жара – тушь – косметика – похудеть…

Желательно уметь восстанавливать скелет с не только с головы или хвоста, но и с любой точки «рыбы». При тренировке вы начинаете с наиболее для вас удобного варианта (например с «головы»), после того, как это у вас это начинает получаться достаточно хорошо – тренируетесь восстанавливать с другой стороны. После того как и это начнет получаться достаточно хорошо – тренируйтесь строить «скелет» с любой «кости» в середине: сначала в сторону головы, потом в сторону хвоста. И так далее.

Начинайте с 5-7 точек перехода (костей) и достигайте длины «рыбы» как минимум в 15 – 20 переходов. Для каждого типа восстановления скелета:
🔹с головы;
🔹с хвоста;
🔹из середины.

Важный навык - умение говорить спонтанно. Обычно люди в реальном разговоре редко говорят логично и последовательно - они перескакивают с ассоциации на ассоциацию.
При этом важно соблюдать баланс между:
🔹спонтанностью - умению отпускать себя, плыть в потоке ассоциаций;
🔹управлением - контролем процесса.
Об управлении чуть позже, а сегодня упражнение на умение говорить спонтанно. Здесь главная задача просто следовать цепи ассоциаций возникающей в голове.

– В Москве этим летом было жарко. Днем бывало порядка 30 градусов, а иногда доходило и до 35. А нормальная температура человека 36 градусов. Даже 36 и 6 десятых. Кстати, есть такая аптека – 36.6. Аптек сейчас стало много. Впрочем, и магазинов. И товаров стало больше. Например, раньше в магазине было 1-2 сорта сыра, а сейчас как минимум десять.  И видов молока тоже десяток. Хотя часть – это обезжиренное молоко. Его берут те люди, кто хочет похудеть. Они хотят выглядеть лучше. А женщины для того, чтобы выглядеть лучше, пользуются косметикой. Тушь для глаз, помада и прочее. Говорят, что лучшую тушь делают во Франции. Там еще и одежду красивую шьют. Красивую, модную, но очень дорогую.

511

Это можно продолжать бесконечно. Здесь одна ассоциация вызывает другую - такая «рыба» из домино. Получается цепочка. И если не вспомнить как это происходило, совершенно не понятно как температура человека связана с молоком, а молоко с тушью для ресниц. Но люди чаще всего беседуют именно так: одна тема цепляет другую. Просто между точками перехода предложений побольше.

🟢 Упражнение
Возьмите любой факт и простраивайте от него ассоциативные связи. Желательно, чтобы на одну мысль было не более 2-3 предложений. Здесь от вас требуется просто быть спонтанным – чем рыба больше, тем она лучше. Отпустите себя – как несет, так несет.
Постройте 3-5 цепочек на разные темы не менее чем с 5 переходами.

Метасообщение может быть про:
• себя
• собеседника
• информацию

399

Потренируйтесь демонстрировать метасообщения про одну эмоцию, но разной направленности:
– Я нравлюсь себе.
– Ты мне нравишься.
– Это (информация) мне нравится.
– Я злюсь на себя.
– Я злюсь на тебя.
– Я злюсь на ситуацию.

• да, это состояние взаимодействия - так что если вы в раппорте с человеком, то и он в раппорте с вами
• не обязательно, вы можете быть в раппорте с человеком и вести его, а он при этом может не быть в раппорте с вами

Раппорт состояние симметричное - если вы в раппорте с человеком и можете его вести, то он тоже в раппорте с вами и может вести вас.

"Занять денег"
Ещё одно упражнение на развитие навыков подстройки и отстройки.
Ещё одно упражнение на развитие навыков подстройки и отстройки. Знакомый страстно  желают занять у Оператора небольшую сумму денег: 50 - 100 рублей. Главные из их достоинств – навязчивость и наглость.
Задача Оператора отказать, и отказать корректно. Учтите, что деньги у вас есть. И вам запрещается говорить, что у вас их нет или что они последние. Так же если вы что-то покупаете Знакомому - пирожок, проездной, симкарту - то это считается выдачей денег.
Важное условие: в процессе выполнения упражнения нельзя друг до друга дотрагиваться, хватать, удерживать и так далее.
Упражнение выполняется 3 минуты, потом 2 минуты обратная связь: Операторы рассказывают Знакомым, что на них сильнее всего повлияло и что нужно было сделать Знакомым, чтобы Оператор дал денег или дал из быстрее. Потом смена ролей.

"Дальний знакомый"
Это упражнение на развитие навыков подстройки и отстройки. Есть множество ситуаций, в которых полезно вовремя прекратить беседу. Здесь будет предложен вариант такой ситуации.
Разбейтесь на пары, сядьте друг напротив друга.
Один из вас Оператор - это человек, который внезапно встретили дальнего Знакомого. И этот Знакомый начинает расспрашивать его о жизни, семье и работе. Оператор сначала ввязывается в разговор, но потом, взглянув на часы, обнаруживаете что ему пора идти. Задача Оператора – аккуратно уйти, не обидев собеседника. То есть вы беседуете в рамках «официальной вежливости». Уйти, а не убежать. Их партнёр как раз и играет роль этого Знакомого. Одно из наиболее характерных его качеств – надоедливость и непонятливость. Задача Знакомого не дать партнёру «уйти» (в моральном смысле).
Учтите, что человеку, который под вас подстроен, отказать очень трудно. Поэтому задача Оператора отстраиваться, а Знакомого – не давать им это сделать. Операторам нужно найти такой уровень и такую скорость отстройки, чтобы закончить общение и в то же время сохранить хорошие отношений с собеседником.
Важное условие: в процессе выполнения упражнения нельзя друг до друга дотрагиваться, хватать, удерживать и так далее.
Упражнение выполняется 3 минуты, потом 2 минуты обратная связь: Операторы рассказывают Знакомым, что на них сильнее всего повлияло и что нужно было сделать Знакомым, чтобы не дать Операторам уйти или сделать это более экологично и/или эффективно. Потом смена ролей.

Обращайте внимание на ситуации, когда люди находятся в подстройке друг с другом: по позе, движениям, скорости и громкости речи. Просто отмечайте такие случаи - настраивайте фильтры восприятия.

Выделяйте важные слова и фразы в речи собеседника. Оценивайте уровень важности в баллах о 0 до 10.

- Я считаю, что хорошая работа [8] - это когда ездить недалеко [5], интересно [9] и нормально платят [7].

  • одномоментная конгруэнтность
  • последовательная конгруэнтность
  • одномоментная неконгруэнтность
  • последовательная неконгруэнтность
  • не связано с конгруэнтностью

Это последовательная неконгруэнтность: сначала человек делает одно действие, потом совершает противоположное действие и это происходит не одновременно, а последовательно.

Представьте, как бы вы объяснили ребёнку понятия НЛП - максимально просто и без жаргона. Это позволит самому понять тему глубже и найти простые способы объяснения другим.
Например:

  • якоря
  • субмодальности
  • калибровка
  • рефрейминг
  • раппорт
  • фокусы языка
  • убеждения
  • и так далее

  • навык наблюдения за другими людьми;
  • умение сосредотачиваться на внешних признаках поведения;
  • сопоставление внешних поведенческих признаков и состояния;
  • проверка искренности человека.

Калибровка - это сопоставление внешних поведенческих признаков и состояния человека.

  • нет, раппорт - это только индивидуальное взаимодействие;
  • не обязательно, с группой можно нормально общаться и без раппорта;
  • да, без раппорта нормального общения с залом не получится.

Без раппорта нормального общения с залом скорее всего не получится, так что раппорт нужен для нормального общения с группой/залом.

  • обсуждение темы вне контекста;
  • обсуждение самого процесса общения;
  • уход от темы обсуждения;
  • переход в обсуждении на более высокий логический уровень.
Метакомментарий - это обсуждение самого процесса общения.

  • да, раппорт может быть сильнее или слабее, и его можно усиливать;
  • нет, раппорт дискретное состояние - он либо есть, либо его нет.

Раппорт может быть более или менее сильным, и его можно как ослаблять (при помощи отстройки), так и усиливать (при помощи подстройки).

Одно из важных основных невербальных сообщений - превосходство/подчинение. Ему соответствует определённое внутреннее представление. Например, мы можем воспринимать собеседника как «более важного, знающего, авторитетного», так и наоборот, «менее важного, мало знающего, не авторитетного».

В гештальт-терапии похожие роли в коммуникации называются «собака сверху» и «собака снизу». Названия вполне запоминающиеся, так что дальше буду пользоваться ими.

«Собака сверху» - во внутреннем представлении «другие люди» видятся меньше, а образ «себя» - больше.

«Собака снизу» - наоборот, во внутреннем представлении образ «себя» меньше образов «других людей».

«Собака на равных» - образы «себя» и «других людей» одинакового размера.

Шкалирование

Сначала прошкалируйте внутреннее представление по соотношению размеров образов «себя» и «других людей» от - 10 (образ «Я» очень большой, образ «других» - очень маленький) - 0 (одинаковые размеры) до + 10 (образ «себя» очень маленький, образ «других» - очень большой).

Упражнение

В тройках: Оператор, Клиент, Режиссёр.

Оператор с Клиентом беседуют на любые темы (содержание не важно). Режиссёр рукой показывает Оператору «уровень собаки» но так, чтобы не видел Клиент.

Задача Оператора - научиться управлять «уровнем собаки» в разговоре. Задача Клиента – отслеживать свою реакцию на изменение уровня. Задача Режиссёра – помочь Оператору натренировать управление «уровнем собаки». Так же Режиссёр следит за временем.

Каждый свой базовый навык гипноза в коммуникации оцените по шкале от 0 до 10 (полезно нарисовать на листе бумаги). Например:

Калибровка: | ---------▼--- |
Управление состоянием: | ---▼--------- |
Внушения: | ------▼------ |
И так далее.

После этого обычно видно, какие навыки стоит тренировать в первую очередь.

Помните про базовую пресуппозицию НЛП: «Самый слабый элемент системы определяет её устойчивость». То есть эффективнее «подтягивать» навыки с низкими оценками, чем тренировать итак уже хорошо развитые.