У нас обычно есть стратегия эффективной мотивации - иначе мы в жизни не смогли делать кучу важных вещей.

Мотивация нам нужна в том случае, когда результат нам нравится, а вот процесс его достижения - не очень.

Вот эту стратегию можно выяснить и использовать.

  1. Выберите по 4-5 ситуаций с эффективной и неэффективной мотивацией.
  2. Найдите сходства в каждой группе. На что стоит обратить внимание:
    • вас мотивирует кто-то или вы мотивируете себя сами;
    • наличие внешней поддержки;
    • мотивация ОТ или К;
    • как вы оцениваете то, что вам нужно сделать (ради чего себя мотивируете, мотив).
    При этом различия могут касаться как жёсткости этих характеристик (только мотивация К), или наоборот возможности выбора (могу переключаться между внутренней и внешней мотивацией).
  3. Найдите различия между группами.
  4. Определите критический параметр. Напоминаю, что критический параметр должен:
    🔹 кардинально всё менять;
    🔹 быть контролируемым.
  5. Проиграйте в голове ситуации с ранее неэффективной мотивацией, но теперь уже с включённым критическим параметром эффективной мотивации и посмотрите, как изменится результат.
  6. Проиграйте 5-6 ситуаций в будущем, где вы с большой вероятностью раньше бы неэффективно себя мотивировали, но с эффективной стратегией мотивации.
  7. Тренируйтесь контролировать критический параметр эффективной мотивации в жизни.

Например.
– Эффективная мотивация: мотивирую себя сам, преимущественно К, точно представляю, что даст результат, яркая привлекательная мысленная картинка, ощущается как сильное распирание в центре груди.
– Неэффективная мотивация: мотивирую себя сам, может быть К, может быть ОТ, хорошо представляю результат, есть люди, которые поддерживают и помогают, представляется как не очень яркая статичная картинка, распирание в груди среднее или слабое.
– Различия для эффективной мотивации: картинка ярче, больше мотивации К, нет людей, которые поддерживают, сильное распирание в груди.
– Критический параметр: лучше всего сработало концентрация на мотивации К - без добавок ОТ. Тут и картинка стала ярче, и ощущение усилилось.

Какие-то домашние дела мы делаем быстро и эффективно. А какие-то не очень: медленно, долго себя мотивируем, в процессе половину портим и так далее.
▶️ Иногда это одни и те же дела, но в разном состоянии.

516

Можно выявить основные критические параметры эффективной стратегии домашних дел.

  1. Выберите 3-5 ситуаций, когда вы делали домашние дела эффективно. Это могло касаться:
    • вашего состояния;
    • мотивации;
    • направления фокуса внимания;
    • включённости в ситуацию других людей;
    • метапрограмм;
    • веры в результат;
    • использования навыков;
    • и других вещей.
  2. Выберите 3-5 ситуаций, когда вы делали домашние дела неэффективно.
  3. Найдите, что общего в ситуациях эффективного поведения. Это
  4. Найдите, что общего в ситуациях неэффективного поведения.
  5. Найдите различия, между эффективным и неэффективным поведениями.
  6. Определите критические различия между эффективными и неэффективными стратегиями выполнения домашних дел. Критические различия должны:
    • кардинально всё менять - как раз делать неэффективное поведение эффективным;
    • быть контролируемым - то есть таким, которым вы можете управлять.
  7. Дайте себе рекомендации по эффективному выполнению домашних дел.

Например:
В ситуациях, когда я делал домашние дела эффективно:
• я был в оптимальном состоянии;
• я сам решал, что это пора делать;
• я был включён в процесс;
• я чётко представлял себе результат;
• сам процесс мне нравился.
Когда же домашние дела получались плохо:
• состояние было так себе;
• я скорее был вынужден это делать;
• я был включён в процесс;
• я чётко представлял себе результат;
• процесс мне либо не нравился, либо был безразличен.
Различия:
• я был в оптимальном состоянии;
• я сам решал, что это пора делать;
• сам процесс мне нравился.
Критические различия:
• процесс нравится (и тогда состояние оптимальное);
• сам решаю, что пора это делать.

Рекомендации самому себе:
– Не доводить ситуации до состояния, когда будешь вынужден заниматься этим делом. А выбирать подходящие моменты это сделать. И когда делаешь - находить взгляд, при котором процесс мне нравится. Например, можно делать под хорошую музыку; разрешать себе отдых как только начинаешь уставать; вспоминать, что это уже делал много раз и получалось.

Драйв - это мощное позитивное эмоциональное состояние, с креативностью и воодушевлением. В этом состоянии быстро что-то придумывается, решается и делается. Весьма полезно во время дебатов, переговоров и провокативной терапии (на роли терапевта). Естественно, это состояние можно смоделировать и научиться им управлять.

  1. Вспомните состояние драйва, которое у вас когда-то было.
  2. Найдите 4-5 признаков этого состояния. Это может быть поза, голос, дыхание, движения, метаощущения и так далее.
  3. Выберите признак, который вызывает состояние драйва и которым вы можете управлять.
  4. Прошкалируйте это состояние.
  5. Потренируйтесь входить и выходить из этого состояния.

– У меня состояние драйва возникает при выступлении на публике. Это такое состояние подъёма, полёта, энергии. Сейчас я вспоминаю это состояние и его характеристики для меня:
• выпрямленная симметричная поза;
• голос высокий, энергичный и быстрый;
• метаощущения - интенсивная вибрация, которая идёт от живота в грудь, ощущение онемения в области затылка;
• движения быстрые и чёткие.
Я попробовал - удобнее всего мне управлять голосом. Чем он более быстрый и энергичный - тем я глубже вхожу в состояние драйва. И тут же меняется поза, движения, появляется вибрация …
Я прошкалировал это состояние от 0 до 10: 0 - нейтральное состояние, 10 - максимально возможное состояние драйва. Несколько раз прошёлся от 0 до 10 и обратно выравнивая шкалу. Потом несколько раз перешёл к случайным значениям шкалы и удерживал себя в соответствующем состоянии секунд 10-20: 3, 9, 4, 2, 8, 10, 6 …
А потом уже начал сознательно включать у себя это состояние при выступлениях, в переговорах, во время написания текстов.

Какое нотирование стратегии описывает процесс: осмотрел комнату - представил, как может быть расставлена мебель - почувствовал, что этот вариант нравится - сказал себе, что это подходит.

Обозначения:
А – Аудиальная
В – Визуальная
К – Кинестетическая
п – память
к – сконструированное
в – внутреннее
н – наружное/внешнее
т – аналоговое/тональное
д – дигитальное

• Вт - Вк - Кд - Ан
• Вн - Ак - К - Ад
• Вн - Вк - К - Ад
• Вк - К - Ад

Наиболее подходящее нотирование этой стратегии: Вн - Вк - Кмета - Ад.
• Вн - визуальное наружное (осмотрел комнату);
• Вк - сконструировал визуальный образ (представил, как может быть расставлена мебель);
• К - метакинестетика (почувствовал, что этот вариант нравится);
• Ад - внутренний диалог (сказал себе, что это подходит).

Стратегия реальности - это набор мысленных тестов и проверок, чтобы различать «фантазии» от «действительности». Исследуйте вашу стратегию реальности для реальных воспоминаний и снов. Чем для вас они отличаются.

Например:
• реальные воспоминания более яркие (или наоборот);
• для реальных событий есть место на линии времени;
• сонные образы туманные и чувства с ними связанные более «неопределённые»;
• в приснившихся событиях могут нарушаться физические законы;
• для реальных событий есть предыстория.

Эта стратегия полезна в том случае, когда вам нужно выбрать из кучи близких по характеристикам товаров: смартфонов, джинсов, дрелей, платьев, стиральных машин, книг. Основной принцип здесь - только дискретное сравнение «подходит - не подходит», без исследований «здесь цвет чуть лучше, а здесь мощность чуть выше».

Стратегия позволяет сделать выбор быстро и не мучиться с определением чуть лучшего варианта.

  1. Чётко для себя определите, что именно вы покупаете: платье, дрель, смартфон или пылесос.
  2. Определите 4-5 обязательных критерия. Например, смартфон:
    1. лёгкий (до 180 грамм);
    2. много памяти (от 64 гигабайт);
    3. средний экран (6 - 6,5 дюймов);
    4. известная фирма (Samsung, LG, Apple, Huawei, Xiaomi);
    5. не слишком дорогой (до 20000 рублей).
  3. Подберите максимум 10 вещей, подходящих под критерии. Например, если выбираете платье в торговом зале, просто берёте первые 10 подходящие под критерии и останавливаетесь. Или первые 10 смартфонов. Например:
    1. Honor 20s
    2. Huawei 10i
    3. Huawei P30 lite
    4. Samsung A71
    5. Samsung A41
    6. Samsung A50
    7. Xiaomi Mi 9 lite
    8. Xiaomi Mi A3
    9. Redmi 7
    10. Nokia 7.2
  4. Оставьте только те, которые вам нравятся эстетически. Посмотрите, пощупайте, включите и подержите дрель.
    1. Huawei P30 lite
    2. Samsung A50
    3. Nokia 7.2
    4. Xiaomi Mi A3
  5. Найдите дополнительные плюсы/минусы - добавьте критерий, поспрашивайте, посмотрите на форумах, пока не останется только один вариант.
    Например:
    • есть NFC (- Xiaomi Mi A3);
    • экран AMOLED (- Huawei P30 lite, - Nokia 7.2).

Остаётся Samsung A50.

Если остаётся 2-3 выбора и для вас имеет смысл купить несколько вариантов, например: платья, книги, футболки, гаечные ключи - покупаете несколько.

Возьмите какую-то простую игру - судоку, тетрис, небоскрёбы, 2048 и т.п. И определите на уровне субмодальностей, как именно вы определяете действие. Например, как выбираете цифру для судоку или куда положить и как повернуть фигуру в тетрисе.

Распишите стратегию конструирования речевого паттерна «рефрейминг контекста». Например, для рефрейминга смысла стратегия может выглядеть так:

  1. Найдите в фразе оценочное слово.
  2. Дайте ему определение.
  3. Найдите к определению оценочные фразы с противоположным «знаком».
  4. Выберите наиболее неожиданную в этом контексте, но попадающую в карту клиента.

Метапрограммы можно достаточно успешно использовать для моделирования собственного эффективного поведения. Берёте какой-то контекст: принятие решений, мотивация, обучение, написание статей, выступление на публике, - и выбираете три ситуации, когда вы были достаточно успешны (на ваш субъективный взгляд) и три ситуации, когда вы были недостаточно успешны.

Метапрограммы эффективного поведения

После этого находите:

  • какие метапрограммы были во всех неуспешных ситуациях [сходство];
  • какие метапрограммы были во всех успешных ситуациях [сходство];
  • различия в наборах метапрограмм успешных и неуспешных ситуаций.

Различия могут касаться не только того, что в одном случае «мотивация ОТ, в другом К», но и того, что в одном контексте метапрограмма гибкая - человек легко переключается между внутренней и внешней референцией и тому подобное, - или использует разные метапрограммные наборы на разных этапах.

Учтите, что гибкость в переключении метапрограмм не всегда создаёт эффективное поведение - иногда как раз наоборот. Например, в ситуации, когда надо настоять на своём мнении, гибкость в референции «внутренняя - внешняя» скорее будет мешать, чем помогать.

После того, как найдёте различия исследуйте, какие из них являются критическими - то есть которых хватает для получения эффективного поведения (обычно это касается 2-3 метапрограмм, а не 5-8). И внедрите новый навык в жизнь: сначала несколько раз проиграйте три-пять ситуаций из рабочего контекста в голове с «эффективными» метапрограммами, потом тренируйте в жизни, отслеживая использование правильных метапрограмм.

Обычно человек вполне может определить, в ресурсном или нересурсном состоянии он находится. Значит есть общие характеристики ресурности/нересурности. Так что можно выяснить эту самую характеристику, научиться ею управлять и входить в ресурсное состояние по желанию. Хотя чаще требуется выйти из нересурса и потом подобрать желаемое состояние уже намного проще.

1. Список состояний

Для начала составьте список 5-7 ресурсных и 5-7 нересурсных состояний. Желательно, чтобы эти состояния отличались – были и сильно ресурсные, и средне, и адреналиновые, и спокойные.
Например:
Ресурсные: спокойствие, драйв, эйфория, творчество, уверенность.
Нересурсные: злость, обида, неуверенность, страх, печаль, усталость.

2. Сходство

Внутри каждой группы – ресурсных и нересурсных состояний – найдите общие характеристики.
Например:
Ресурсные: симметрия, распирающее ощущение в груди, расслабление в плечах, ощущение прохлады на лбу, напряжение в горле, лёгкость в верхней части тела, образы яркие, цветные, есть звук.
Нересурсные: наклон в сторону, ощущения сжатия в животе, напряжённое дыхание, напряжение плеч, поджатые губы, образы тёмные, цветные, есть звук, напряжение в горле.

3. Отличия

Теперь определите, какие отличия между этими двумя группами (ресурсных и нересурсные состояний). Интересуют только отличающиеся характеристики ресурсных состояний.
Например: симметрия, распирающее ощущение в груди, расслабление в плечах, ощущение прохлады на лбу, лёгкость в верхней части тела, образы яркие.

4. Критические отличия

Пройдитесь по списку отличий и проверьте, какие из них критические - то есть их изменение переводит из нересурсного состояния в ресурсное. Для этого вызовите у себя какое-то нересурсное состояние и по очереди меняйте характеристики из «ресурсного» списка отличий. Те характеристики, которые переводят в ресурсное состояние – критические.
Например: симметрия, распирающее ощущение в груди, образы яркие.

5. Лучший выбор

Выберите из этого списка характеристику, которую проще всего калибровать и контролировать.
Например: распирающее ощущение в груди.

6. Тренировка

Сначала тренируйтесь переходить в ресурсное состояние из различных 10-12 различных нересурсных состояний.
Потом тренируйтесь подбирать желаемое ресурсное состояние и быть в нём заданное время.

Многие навыки, в первую очередь связанные с состоянием - уверенность при выступлении, приятный голос, усидчивость, - можно достаточно просто моделировать бессознательно.
Выберите 3-5 контекстов, в которых вы хотите быть более эффективным: переговоры, выступление на публике, пение. И смоделируйте для каждого чужую эффективность.

  1. Представьте, как вы «нынешний» выступаете на публике (готовите еду, ведёте переговоры). Это должна быть фотография с рамкой, в котором вы видите себя со стороны.
  2. Выберите человека, который на ваш взгляд эффективен в выбранном деле. Представьте себе фотографию того, как он это делает (поёт, пляшет, знакомится). У фотографии должна быть рамка.
  3. Расположите картинку с собой в центре, а картинку с мастером в угол. Уберите рамки у всех картинок и разрешите картинке с мастером изменить картинку с вами. С вашим образом должны начать происходить изменения - дождитесь, пока изменения закончатся, просто наблюдая за происходящим. Обычно это занимает несколько минут. После этого картинку с «образцом» можно убрать, а с образом себя проинтегрироваться – «втолкните» её в себя и дайте ей там «раствориться».
  4. Представьте себя в ситуации в будущем, в которой вы хотели стать более эффективны. Понаблюдайте за происходящим со стороны, шагните внутрь картинки и переживите это изнутри. Как изменилось ваше поведение в этой ситуации? Нашли ли вы то, чего вам не хватало? Если чего-то не хватает, подумайте, какой мастер мог бы вам дать этот навык и вернитесь на шаг 2. Представьте ещё три - пять ситуаций в будущем, в которых будет проявляться ваше новое мастерство.

Подробнее

Многие задачи/проблемы удобно описывать как «изменение размера»: хочу зарплату больше, меньше вес, уменьшить раздражительность, повысить мотивированность. Такие изменения полезно конкретизировать и оценить в цифрах: сейчас зарплата 40000 руб, а хочу 120000; мотивированность писать доклад сейчас на 3 балла, а хочу на 7; вес сейчас 95 кг, а хочу 48.

Задание.

  1. Запишите своих 5-10 задач/проблем, которые удобнее описать как «изменение размера». При их описании обычно используются слова: мало, много, больше, меньше, улучшить, повысить, понизить и т.п.
  2. Оцените текущее (актуальное) состояние в цифрах. Для некоторых задач можно использовать общепринятую оценку: доход 1200 $/мес; размер талии 105 см, средняя продолжительность сна 5 часов. Для субъективных оценок и переживаний удобно представить шкалу, например от 0 до 10 баллов или 0 до 100%: счастье на 5 баллов, конструктивность на 35%, волнение на 8 баллов, работоспособность на 70%.
  3. Определите желаемое состояние и оцените его по той же шкале: размер талии 105 см - хочу 85см, сейчас сплю по 5 часов - хочу по 7; волнение на 8 баллов - хочу на 3; работоспособность на 70% - хочу на 90.
  4. Экологическая проверка: не повредит ли вам новый уровень волнения, зарплаты, счастья, работоспособности и т.п. Если «да» - вернитесь на предыдущий шаг и сделайте переоценку.

Самодисциплина позволяет нам какие-то вещи «просто делать», дополнительно не мотивируя себя и не тратя на это время и силы: регулярно делать зарядку, выгуливать собаку или вставать по звонку будильника. При самодисциплине один раз принимается важное решение о том, что «я это буду делать» и по триггеру - обычно время или какое-то заданное событие - человек просто делает это.
Для самодисциплины важно несколько условий:

  • результат действий важен для вас;
  • само действие отработано и эффективно;
  • простой критерий запуска, не требующий оценки ситуации.

Обычно сюда подходят регулярные действия: помыть посуду после еды, утром сделать зарядку, заплатить по счетам в конце месяца, сделать домашнее задание после обеда, убраться за собой после починки и так далее.
Например, вы хотите прибираться за собой после небольшого ремонта (водопроводного крана, очков, велосипеда).

  1. Определите, что именно вы хотите сделать. [убрать на место инструменты и запчасти, выкинуть оставшийся мусор, протереть грязь]
  2. Экологическая проверка. [не повредит ли мне, если я это буду делать]
  3. Если вы начнёте, обязательно ли вы завершите процесс? [да]
  4. Какую важную для вас ценность или ценности вы удовлетворите, если будете это делать? [комфорт, порядок, самоуважение]
  5. Достаточно ли важности этих ценностей, чтобы это делать? [да, если нет - на предыдущий шаг]
  6. Какой критерий запуска? [как только я заканчиваю ремонт]
  7. Мысленно проживите ситуацию, в которой используете эту стратегию. [представьте, что вы заменили цепь у велосипеда и тут же убрали инструменты, запчасти и выкинули мусор] Повторите ещё для пяти-семи контекстов.
  8. Представьте себя в такой ситуации завтра. Как вы поступаете? [как только заканчиваю чинить очки, убираю отвёртки на место и выкидываю старые детали] Что вы испытываете в результате? [удовольствие]

Подробнее