574
В аниме «Человек-бензопила» есть момент. У главного героя, парня 16 лет, есть мечта. Он хочет потрогать женскую грудь. Одна девушка помогает реализовать ему эту мечту, после чего герой долго находится в прострации. Когда начальница спрашивает, что с ним, он отвечает: «Да я тут наконец-то мечту свою смог осуществить. Но как только я её достиг, то я понял, что нет ничего такого. И вот теперь думаю - я теперь на всю жизнь разочарование словил. Я был счастливее, пока шёл к этой мечте, а как достиг - вообще потерялся.»

⭐️ Задание
Представьте, у вас есть мечта всей жизни - чего-то достигнуть, где-то побывать, что-то испытать. И вот вы реализуете эту мечту. Что вы будете переживать, если достижение мечты вас скорее:
🔸разочаровало;
🔸оставило спокойным;
🔸восхитило.

Всего существует шесть основных способов ставить цель. Собственно, это просто различные стратегии. Обычно люди предпочитают один-два способа.

509

❓Подумайте, какой способ (или способы) постановки целей наиболее характерен для вас.

Составьте список ваших нынешних целей - минимум 10 штук - и оцените уровень реализованности каждой в баллах от 0 до 10.

Например:
• написать книгу - 0
• забрать посылку с почты - 3
• купить новые наушники - 6
• сменить работу - 1
• сбросить вес к лету - 3
• написать статью для канала - 5
• сдать документы в налоговую - 8
• прочитать книгу «Как стать умным за 3 дня» - 4
• почистить куртку - 8

Цели можно разделить на конечные и промежуточные. Конечная цель важна сама по себе, промежуточная служит для достижения какой-то другой цели. Давайте разберёмся, какие ваши цели какие.

  1. Составьте список ваших целей (любого уровня глобальности и важности) - 10-15 штук.
  2. Определите, какие из ваших целей конечные, какие промежуточные. Один из критериев - если цель служит только для достижения какой-то ценности, то это конечная цель, а если для достижения какой-то другой внешней цели - то промежуточная.
  3. Для промежуточных целей напишите, для достижения каких целей они служат.
Здесь мы не выявляем ваши намерения и ценности (внутренние цели), только внешние цели.

Например.
• купить машину -> стать уверенным в себе
• найти новую работу -> зарабатывать больше 100 тысяч в месяц
• научиться рисовать -> конечная
• стать уверенным в себе -> конечная
• зарабатывать больше 100 тысяч в месяц -> купить машину / найти своё жильё
• научиться выступать на публике -> конечная
• своё жильё -> конечная
• заниматься спортом 3 раза в неделю -> конечная
• купить хорошие кроссовки -> заниматься спортом

Когда вам надо/хочется изменить что-то в жизни, об «этом» можно думать и как о проблеме, и как о задаче. Причём можно переводить «это» из одной категории в другую.

  1. Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как проблемы.
  2. Найдите в каком месте в ментальном пространстве расположена эта категория. Например: слева на 10 часов, внизу, на 1,5-2 метра от меня, тёмные, неподвижные.
  3. Выберите 3-4 ситуации, которые вы воспринимаете или воспринимали как задачи.
  4. И для этой категории найдите место в ментальном пространстве. Например: прямо передо мной на 12 часов, на уровне глаз, на расстоянии 70 см - метра, яркие, кино.
  5. Переместите ситуацию из категории «проблемы» в категорию «задачи». Как это изменит ваше восприятие»? Какие плюсы и минусы вы от этого получите? Вам более полезно думать об этом как о задаче или как о проблеме? Переместите в более подходящую категорию.
  6. Возьмите ситуацию из категории «задачи» и перенесите в категорию «проблемы». Ответьте на вопросы про неё из предыдущего пункта.
  7. Составьте список вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни. Распределите их по категориям «проблема»/«задача» в зависимости от того, как вам будет полезнее думать об этих ситуациях.

Есть цели, которые мы достигаем эффективно. А есть такие цели, которые, ну ... не очень достигаются - медленно, тяжело, с большим трудом и постоянными откладываниями. И даже есть те, которые вообще как-то не особо достигаются.

1. Список «лёгких» и «тяжёлых» целей

Возьмите лист бумаги и разделите его чертой пополам. На одной стороне напишите список «лёгких» целей - тех, которых вы достигаете или достигли «легко». На другой - список «тяжёлых» целей - тех, достижение которых вы постоянно откладываете или сам процесс достижения идёт очень тяжело. По 3-5 штук в каждом столбце.

Например:

  • «лёгкие цели»: написание постов для соцсетей, организация встреч с друзьями, выучить испанский язык;
  • «тяжёлые цели»: регулярно заниматься спортом, организовать своё домашнее пространство, сменить работу.

2. Место в ментальном пространстве

Подумайте, где в вашем ментальном пространстве расположены образы «лёгких» целей, а где - «тяжёлых». Буквально ваша задача определить место для каждой из категорий - «лёгкие цели» и «тяжёлые цели». Добавляйте цели по одной, а не группой.

«Лёгкие» цели, которые вы уже достигли, представляйте так, как они для вас выглядели на момент достижения.

Например:

  • «лёгкие цели»: на 1-2 часа, на уровне лица, на расстоянии 1-1,5 метра, большие, яркие.
  • «тяжёлые цели»: на 5-7 часов, на уровне живота, на расстоянии 3-5 метров, маленькие, серые.

Для определения направления можно использовать метод часов: перед вами 12 часов, справа - 3 часа, сзади - 6 часов, слева 9.

3. Переместите «тяжёлые» цели в область «лёгких»

По одной перемещайте «тяжёлые» цели в область «лёгких», при этом старайтесь находить для них наиболее подходящее место - здесь ориентируйтесь, в том числе, на собственные переживания.
При этом может получиться несколько вещей:

  1. цель вы начнёте воспринимать, как «лёгкую»;
  2. может измениться и содержание - тогда стоит осознать, что именно изменилось;
  3. цель встаёт рядом с «лёгкой» областью - но вы понимаете, что именно вам в ней нужно изменить или какую информацию ещё собрать;
  4. цель исчезает;
  5. цель не удерживается на новом месте и возвращается назад.

Если получились варианты 1, 2 или 3 - то всё хорошо, техника сработала. Если цель исчезла (4) - это может означать, что эта цель вам не нужна, по крайней мере, в таком виде. И это стоит обдумать. Если цель возвращается назад (5) - о ней, судя по всему, нужно подумать каким-то другим способом. Хороший вариант - можно использовать технику постановки целей «ОПОРа».

Неизбежность - это способ абсолютно уверенно думать о наступлении будущих событий: "Я точно сдам этот экзамен". Будущие события обычно представляются несколько "сомнительными" - это полезный навык, основанный на опыте. Если прошлое довольно стабильно, то в будущем может произойти много чего разного. Но в некоторых случаях будущее может выглядеть неотвратимым. Например, 8 марта этого года наступит неизбежно.

И когда вы думаете о цели, иногда полезно как раз думать о ней как о том, что произойдёт неизбежно - но не в смысле «всё равно будет, чего напрягаться», а «экзамен неотвратим, так что мне обязательно надо подготовиться». Такое полезно ограничение весьма эффективно мотивирует.

Упражнение
Возьмите какую-то цель, которую вы собираетесь достичь, и расскажите - себе, отражению в зеркале, подруге, - как это просто неизбежно произойдёт.

Известная техника «Декартовы координаты» может быть полезна для оценки последствий выбора, вроде "делать - не делать", "жениться или нет", "менять или не менять работу". Оценка выбора расписывается по квадратам:

| Что я получу, если не сделаю? | Что я получу, если сделаю? |
| Что я потеряю, если не сделаю? | Что я потеряю, если не сделаю? |

Но в этой технике можно сделать более точную оценку: добавьте к каждому пункту уровень важности (вес), например, от 0 до 10. Приобретения идут в плюс, потери в минус. Только оценивайте не логически, а эмоционально - насколько сильно вам нравится повышение статуса, а насколько сильно не нравится потеря денег.

Например, для покупки автомобиля это может выглядеть так:
Теперь просто складываем баллы по столбикам «сделаю» - «не сделаю» и смотрим результат. За: 7+4+8+9+4-9-4-6-6=7. Против: 5+4+8+9-10-7-10=-1. 7- (-1)=8. 8 баллов в плюс за покупку. Такой вполне логический и наглядный вариант получается.

Если вы хотите придумать что-то новое или «довести до ума» какую-то идею, можно использовать технику творчества и целепостановки «ОПОРа».

  1. Определите, что вы хотите придумать: новый способ завязывания шнурков, правила игры на бирже, новую игру.
  2. Представьте, как это может быть или как вы это представляете на данный момент. Можно нарисовать схему или картинку, сделать презентацию и тому подобное.
  3. Отвлекитесь: погуляйте, займитесь спортом. Можно сделать EMDR, технику нового кода НЛП или квадратное дыхание.
  4. Результат: оцените, что получилось в конце процесса – какие идеи пришли вам в голову, как изменилось представление в образе идеи. Внесите изменения в схему или картинку. Если результат вас устраивает – то можно закончить процесс. Если хотите улучшить – переходите на первый шаг.

Достаточно простое упражнение на осознание и понимание поведения и его целей.

Спонтанно определить:

то есть либо это делаете совершенно случайно, либо, например, по сигналу таймера каждые 30-60-90 минут (днём)

Что я сейчас делаю? [поведение]

Зачем я это делаю? [намерение]

  • Сейчас я чищу зубы, для здоровья.
  • Испытываю злость на начальника, для того, чтобы не чувствовать вину за опоздание, а чувствовать уверенность.
  • Просматриваю инстаграм, для удовольствия.
  • Демонстрирую интерес к рассказу жены, для поддержания отношений.

«Хорошо сформулированный результат» - это наиболее используемая в НЛП модель целепостановки. А что лежит в её основе?

«Хорошо сформулированный результат»

  • Это результат моделирования людей, успешно ставивших цели
  • Интерпретация модели SMART.
  • Критерии представления цели, основанные на модели TOTE.
  • Интерпретация идей Милтона Эриксона.

«Хорошо сформулированный результат» создавался исходя из модели ТОТЕ - как думать о цели, чтобы её можно было наиболее эффективно достичь. Автором техники «Хорошо сформулированный результат» является Лесли Камерон.

Вопросы из метапрограммы «Врата сортировки» можно достаточно успешно использовать для уточнения цели. Так как обычно есть склонность выбирать только «любимые» фокусы внимания, это упражнение позволит вам развить навык оценки цели со всех сторон.

Задание: для 5 целей ответьте на вопросы:

  • Что это такое? Максимально чётко определите, что именно вы хотите сделать.
  • Зачем это надо / почему? Причины и глобальные цели, ради которых вы хотите это сделать.
  • Кто / с кем / для кого? Кто именно будет это делать, кто будет помогать, и, собственно, для кого это делается.
  • Ресурсы? Какие ресурсы нужны для достижения этой цели: сколько времени, денег, людей, какие инструменты и т.д.
  • Где? Где именно это всё будет происходить.
  • Как делаем? Последовательность действий.
  • Когда? Сроки: когда всё начинается и заканчивается, сроки этапов.

В некоторых случаях 6 и 7 пункты удобно объединить, сразу прописывая сроки этапов.

Например, я хочу построить дом (дом я никогда не строил, так что это скорее мои фантазии на тему – просто показать, как отвечать на вопросы).

  • Что это такое? 2-х этажный кирпичный дом площадью 100 кв.м.
  • Зачем это надо / почему? Хочу иметь собственный дом за городом, чтобы рядом был лес, речка и было тихо и нормальная экология. Дом, в котором буду жить с семьёй и который я смогу оставить детям. Это даст мне уверенность в себе, комфорт и счастье.
  • Кто / с кем / для кого? Строить будут наёмные рабочие, помогать - отец и брат, а строю я всё это для семьи – меня, жены и детей.
  • Ресурсы? 300.000 руб., 2 тонны кирпича, вагон досок, 15 ящиков плитки, 50 мешков цемента, 10 человек.
  • Где? На моём участке в 50 км. от г.Тула.
  • Как делаем?
    • Формулировка технического задания
    • Поиск строителей
    • Проект дома
    • Составление сметы
    • Получение разрешения на строительство и прочих документов
    • Строительство
    • Приём готового дома
    • Регистрация.
  • Когда? Начало – 10 февраля этого года. Подготовка документации и согласование – февраль-май, закладка фундамента – май. … Окончание строительства – ноябрь. Регистрация готового здания – ноябрь-декабрь.