Полезный навык - умение калибровать своё искреннее конгруэнтное согласие. А полезен он может быть при принятии решений, при уточнении для себя, что нравится, при проверке внутренних результатов, при выполнении техники «Шестишаговый рефрейминг» с самим собой и так далее.

То, что ответ искренний, не означает, что он истинный. Это скорее признак того, что вы действительно так думаете. Так что угадывать выигрышные номера в лотерею так вряд ли получится.

Искреннее согласие подразумевает ответ на закрытый вопрос - на который положено отвечать только «да» (согласие) или «нет» (несогласие). Но на самом деле там ещё есть ответ «не знаю» (сомнение). Вот эти сигналы сейчас и будем тренироваться калибровать.

1️⃣ Найдите во 3-4 вещи, с которыми вы:
🔸полностью искренне согласны;
🔸полностью искренне несогласны;
🔸сомневаетесь или не знаете ответа.
Это может касаться совершенно разных вещей - от математики до фамилии бабушки. Например, сколько будет квадратный корень из 16, вращается ли Земля вокруг Солнца, в каком году встретились родители или выиграет в следующем матче Манчестер Юнайтед.

Так как здесь в ответе участвует и бессознательное, вопросы должны быть чёткими и однозначными. Например: «Сейчас идёт дождь?», - не совсем понятный вопрос. Так как у вас может его и нет, а где-то идёт. Так что более однозначным скорее будет: «За окном (на улице) сейчас идёт дождь?»

2️⃣ Определите как вы внутренне реагируете при согласии, несогласии и сомнении. Для этого (внутренне) сделайте несколько утверждений с которыми вы согласны и откалибруйте свою реакцию.
– Квадратный корень из девяти - три?
– После июня идёт июль?
– Вчера я пришёл на работу вовремя?
Отследите, как меняется ваша поза, движения, голос внутреннего диалога, метаощущения, дыхание, внутренние образы.
Аналогично для несогласия.
– Земля имеет форму квадрата?
– Мне 15 лет?
– Я люблю тёплое пиво?
И для сомнения.
– Люди полетят на Марс до 2030 года?
– Завтра будет сильный дождь?
– Мои родители первый раз встретились в ресторане «Прага»?
К примеру, различие во внутренних реакциях:
🔸Согласие: согласный кивок головой, мышцы расслаблены, лёгкая улыбка, внутренний голос звонкий и быстрый, возникающая картинка яркая, находится передо мной и цветная, поза симметричная, ощущение тепла и расслабления в середине груди, дыхание ровное глубокое.
🔸Несогласие: голова движется назад, шея напрягается, губы поджаты, мышцы плеч и лица напряжены, поза симметричная, внутренний голос быстрый и низкий, отвечает с задержкой, ощущение напряжения в солнечном сплетении, задержка дыхания перед ответом, картинка темная, близко, справа внизу.
🔸Сомнение: голова наклоняется вбок и втягивается в плечи, потеря симметрии, плечи поднимаются, мышцы напряжены средне, нижняя губа выпячена, голосом ответа нет, ощущение лёгкого напряжения в середине груди, картинка передо мной смутная, тёмная, размытая.
3️⃣ Выберите 2-3 наиболее удобные вам для калибровки искренности ответа характеристики. Например:
🔸движение головой;
🔸метаощущение;
🔸голос внутреннего диалога.
4️⃣ Потренируйтесь в калибровке внутреннего ответа на закрытые вопросы. Самые разные. В том числе и на те, на которые вы пока не знаете однозначного ответа.
– Мне нравится тушёные кабачки?
– Стоит ли мне завтра встречаться с Сергеевой?
– Купить эту зелёную куртку?
– Моё намерение самореализации - уверенность в себе?
Если ответ скорее неожиданный, полезно его потом будет проанализировать.

576

Одно из важных основных невербальных сообщений - «активность - пассивность». Практически, это сообщение о готовности к действию, мотивированности. То есть когда человек мотивирован, готов действовать - он будет демонстрировать активность, а если действовать ещё не готов - пассивность. Соответственно, когда вы кого-то мотивируете, вы как раз и калибруете переход от пассивности к активности. И, когда вам самому нужно показать свою готовность к действию или когда вы кого-то мотивируете что-то начать делать - хорошо бы демонстрировать активность. А то её отсутствие при мотивации на действие как-то расхолаживает.
▶️ Мотивировал, мотивировал, невымотивировал.
❗️Замечание: активным можно быть на низкой «энергии», и пассивным на высокой. Хотя при переходе к активному состоянию обычно «энергия» возрастает.
▶️ Эмоции условно можно разделить на пассивные, в которых человек вряд ли что-то будет делать: спокойствие, блаженство, печаль, счастье, - и активные: азарт, ярость.

Невербальные признаки:
🔸Активность: наклон вперёд, поднятые плечи, более высокий тонус мышц, «сконцентрированный» взгляд.
🔸Пассивность: прямая или отстранённая назад поза, опущенные плечи, более низкий тонус мышц, «рассеянный» взгляд.

🛠 Упражнение
Калибруйте в течение недели людей - на улице, в метро, в видеороликах и так далее, - какое сообщение они посылают: активность или пассивность. Особенно отмечайте момент, когда происходит переход от пассивности к активности (и обратно). Например, когда человек в метро собирается выйти, он начинает демонстрировать активность окружающим, чтобы они его пропустили.

Мы сейчас больше едим не из-за голода, а потому что хотим получить удовольствие. Или разбить время, заесть стресс и тому подобное.
Поэтому полезно научиться различать внутренние сигналы о том что вы голодны и остальные. Скорее всего это будет метакинестетика, но так же могут быть и другие различия.

Возможно для того, чтобы хорошо прочувствовать состояние голода вам придётся довольно долго не есть. Будьте к этому готовы.

Например:
– Когда я голоден, появляется сосущее ощущение в верхней части живота под солнечным сплетением где-то в глубине теле. Плюс появляются мурашки на лице.
– Когда меня тянет поесть для удовольствия ощущения немного другие. Это тоже тянущее ощущение, но оно в районе пупка, слабее и воспринимается почти под кожей. И мурашек на лице нет. А при желании заесть проблему тянущее ощущение ещё ниже, но чуть сильнее.

Когда мы калибруем состояние человека, мы получаем точное представление о нем или это только гипотеза?
• калибровка даёт точное представление о состоянии;
• калибровка даёт только более вероятностную оценку.

Вряд ли мы абсолютно точно сможем откалибровать состояние человека - просто потому, что мы никогда точно не знаем в каком он состоянии находится при первоначальной калибровке. Да и внешние признаки мы не можем распознавать с абсолютной точностью. Так что калибровка только повышает вероятность правильно оценить состояние другого человека.

Какое описание является сенсорно-очевидным?
• когда он радуется - он взволнован и он очень воодушевлён
• когда он радуется - видно, что он счастлив
• когда он радуется - у него поднимаются уголки губ, опускаются плечи и он наклоняется вперёд

Под сенсорно-очевидное описание подходит только последний вариант, в первых двух только субъективные оценки.

Возможно ли калибровать по тексту?
• да, характеристики состояния проявляются в языке, в том числе и в тексте
• нет, калибруются только невербальные признаки поведения, вроде тона голоса, мимики или позы

Многие вещи можно калибровать по тексту, написанному самим человеком, например метапрограммы, ценности и убеждения.

Калибруйте основное невербальное сообщение "согласие - несогласие" в телепередачах, фильмах, у собеседников и просто попутчиков.
В течение недели - двух.

359

Наиболее часто встречающиеся признаки.

  • Согласие: согласное (сверху-вниз в нашей культуре) покачивание головой, поднятая голова, прямая поза. Иллюстративные жесты: большой палец вверх, пожимание рук, как демонстрация достижения соглашения.
  • Несогласие: покачивание головой из стороны в сторону (в нашей культуре), согнутая поза, отодвигающие жесты.

В НЛП часто используется рамка "как если бы". Это хороший приём, который позволяет достаточно легко и просто моделировать планы достижения цели из позиции, как будто вы её достигли.

  1. Определите цель, для которой вы хотите простроить план достижения.
  2. Проверьте, правильно ли она сформулирована.
  3. Представьте максимально сенсорно, что вы (как бы) уже достигли цели.
  4. Ассоциируйтесь, вживитесь в это состояние.
  5. А теперь с этой позиции (как бы) вспомните, что конкретно вы делали для достижения цели.
  6. Расскажите об это - в прошедшем времени и завершённой форме.

Например:

- Чтобы издать книгу я вначале некоторое время определял тему интересную и читателям, и мне. Для этого я порасспрашивал знакомых, задавал вопросы на форумах и так далее. После этого собрал материал по теме - прочитал несколько книг, последние статьи по теме, списался с парой человек, которые в этой теме разбираются. И только после этого сел писать книгу, хотя в процессе тоже пришлось постоянно обращаться к материалам. После того как книгу уже практически написал, договорился с издательством. Потом пошли правки - я отослал им рукопись, они посмотрели, предложили переписать пару глав, что я и сделал. Плюс несколько раз пришлось ездить в издательство - подписывать договор, переговаривать с редактором и художником, утверждать макет. Когда книгу издали, ещё раз съездил в издательство за авторскими экземплярами и гонораром.

Как вы думаете, с какой базовой пресуппозицией НЛП связана идея о том, что для решения проблемы достаточно увеличить количество более подходящих вариантов поведения? Как это делается, например, в технике «Шестишаговый рефрейминг».
• Карта — это не территория.
• Любое поведение - лучший вариант из возможных.
• Намерение любого поведения позитивно.
• Мир полон ресурсов.
• Не бывает поражений - бывает обратная связь.

Скорее всего это базовая пресуппозиция «любое поведение - лучший вариант из возможных».

Одно из важных основных невербальных сообщений - сообщение "превосходство - подчинение". Это сообщение о текущем статусе/ранге - высоком или низком.

353

Невербальные признаки:
• Превосходство: поднятый подбородок, взгляд «сверху-вниз», поза прямая. Часто мимика презрения - ассиметричный подъём верхней губы.
• Подчинение: ссутуленная поза, наклонённая голова, взгляд «снизу-вверх».

Упражнение

Калибруйте в течение недели людей - на улице, в метро, в видеороликах и так далее - какое сообщение они посылают: превосходство - на равных - подчинение.

Для того, что мы считаем проблемой для себя, можно ввести "рейтинг актуальности" - насколько срочно с этой проблемой нужно разобраться.

  1. Выпишите 7-10 ваших проблем - то есть вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни.
  2. Оцените уровень проблемности каждой проблемы для вас от 0 до 10. Уровень проблемности - насколько негативной, неприятной воспринимается вами эта ситуация.
  3. Оцените уровень значимости этой проблемы для вас, тоже от 0 до 10. Уровень значимости - насколько решение этой проблемы важно для вас. Например, поездка в налоговую инспекцию для вас может иметь уровень проблемности 4, но важность 9. А неприятное переживание из детства проблемность 8, но на данный момент важность 3, так как не сильно влияет на вашу жизнь (в отличие от налоговой).
  4. Перемножьте эти две оценки - уровень проблемности и уровень значимости - и получите рейтинг актуальности решения этой проблемы для вас.
  5. Выстройте проблемы по уровню актуальности.

Например

  1. Часто опаздываю - 5 (проблемность) | 4 (значимость) | 20 (актуальность)
  2. Низкая зарплата - 7 | 9 | 63
  3. Склонность к неоправданному риску - 4 | 10 | 40
  4. Теряюсь при чужом агрессивном поведении - 9 | 6 | 54
  5. Мало занимаюсь спортом - 4 | 8 | 32
  6. Раздражает наглость коллеги - 8 | 3 | 24
  7. Несобранность - 6 | 6 | 36

Если выстроить по уровню актуальности:

  1. Низкая зарплата - 63
  2. Теряюсь при чужом агрессивном поведении - 54
  3. Склонность к неоправданному риску - 40
  4. Несобранность - 36
  5. Мало занимаюсь спортом - 32
  6. Раздражает наглость коллеги - 24
  7. Часто опаздываю - 20

Важный и полезный навык - оценивать результат изменения не только качественно, но и количественно. То есть не просто "я чувствую неуверенность, а хочу спокойствие", а "я чувствую неуверенность на 7 баллов, а хочу спокойствие на 6 баллов".

Упражнение

  1. Составьте список вещей, которые вы хотели бы изменить в своей жизни, 5-10 пунктов. Любого уровня важности для вас.
  2. Определите, что бы вы хотели вместо актуального состояния.
    • сержусь на ребёнка - взвешенно оцениваю его поступки;
    • мало уверенности - больше уверенности;
    • постоянно думаю об ипотеке - изредка о ней думаю;
    • мало хожу - много хожу;
    • мало зарабатываю - нормально зарабатываю.
  3. Оцените в цифрах актуальное и желаемое состояния. Если характеристику можно измерить в цифрах - вес, сумма денег, количество шагов, количество минут, - то так и пишем. Если оценка субъективная - уровень сосредоточенности, уверенности, взвешенности, - то пишем в баллах, например, 6 из 10 - 60% - 3 из 5 (как вам будет удобнее).
    • сержусь (7) на ребёнка - взвешенно (8) оцениваю его поступки;
    • мало уверенности (3) - больше уверенности (7);
    • постоянно думаю (9) об ипотеке - изредка о ней думаю (3);
    • мало хожу (меньше 3000 шагов в день) - много хожу (больше 7000 шагов день);
    • мало зарабатываю (70 тысяч рублей в месяц)- нормально зарабатываю (130 тысяч рублей в месяц).

В случайный момент времени определяйте, какой у вас в данный момент уровень скорости. Естественно, предварительно эту характеристику нужно прошкалировать.
10-15 раз в день.

Потренируйтесь определять состояние мотивированности у собеседников: отмечайте моменты, когда они переходят в мотивированное состояние.

Мотивированность можно калибровать по основному невербальному сообщению «активный - пассивный»: пассивность - не мотивирован, активность - мотивирован.

  • согласование своего состояния с состоянием другого человека;
  • сопоставление поведения и внутреннего состояния другого человека;
  • согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами;
  • возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния.
С

Согласование своего состояния с состоянием другого человека - это подстройка.

Сопоставление поведения и внутреннего состояния другого человека - это калибровка.

Согласованность информации, одновременно передаваемой человеком разными способами - вот это как раз конгруэнтность.

Возможность изменять состояние другого человека за счёт изменения своего состояния - это ведение.

  • навык наблюдения за другими людьми;
  • умение сосредотачиваться на внешних признаках поведения;
  • сопоставление внешних поведенческих признаков и состояния;
  • проверка искренности человека.

Калибровка - это сопоставление внешних поведенческих признаков и состояния человека.

Определите для себя, как вы узнаёте, что находитесь в раппорте. Есть куча ситуаций, когда у вас хороший раппорт: вы делаете что-то вместе (например, танцуете парный танец), вы беседуете с приятным человеком и вам хорошо вместе. Определите, как вы ощущаете внутри себя эту связь. Сравните с человеком, который может быть рядом, но безразличен. Попробуйте с несколькими людьми - не менее семи человек и в разных ситуациях - и найдите общее. Это должно быть что-то вполне сенсорное.

  • ощущение тепла и расслабления в области солнечного сплетения;
  • ощущение распирания в груди;
  • ощущение лёгкой вибрации, которая идёт снизу живота вверх.

Да, это скорее всего будет ощущение.

Посмотрев на человека определите как минимум три сенсорно-очевидных признака состояния. Желательно из разных систем: лицо, тело, голос, движения, дыхание, ...

2-3 состояния на человека, 5-7 человек в день.

К человеку на каждой из фотографий надо дать набор сенсорно-очевидных описаний: не менее трёх внешних признаков, при помощи которых состояния можно отличить друг от друга (для каждого отдельного человека).

  • визуальной модальности
  • активной мотивации
  • ориентации на различия
  • внутренней референции
Указующие жесты - признак того, что человек в данный момент находится в визуальной модальности.