Убеждения - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. И как всякое обобщение для каких-то контекстов оно (более-менее) истинно, для каких-то (более-менее) ложно.
⭐️ Возьмите 3-5 своих убеждений и подумайте, в каких контекстах эти они истинны, а в каких - ложны. Например:
– Убеждение «Каждый человек уникален». Оно скорее истинно, когда мы говорим об уникальном опыте человека, его способностях и талантах. Но оно скорее ложно, когда мы говорим о характеристиках, которые присущи практически всем людям: мы все дышим, у нас есть сердце, люди способны общаться, мыслить и так далее.

При работе с убеждениями часто нужно создать новое более подходящее убеждение. Сделать это можно разными способами: от формулировки на основе критериев правильного убеждения до использования телесных метафор. Ещё один способ - это растяжка убеждения от максимально ограничивающего в данном контексте до максимально гибкого. И поиск наиболее подходящего варианта в этом множестве.

552

1️⃣ Сформулируйте ваше рабочее убеждение (то есть убеждение, которое вы хотите изменить).
– Мне трудно поменять свою жизнь, потому что это слишком сложно.
2️⃣ Сделайте это убеждение максимально ограничивающим. Обычно для этого полезно использовать модальности долженствования, запрета, точности и кванторы всеобщности.
– Я абсолютно не способен изменить хоть что-то в своей жизни, потому что это невозможно.
3️⃣ Сделайте это убеждение максимально расширяющее. Обычно для этого полезно использовать модальности возможности, разрешения, вероятности и кванторы существования.
– Я могу и имею право менять свою жизнь как угодно, так как я сам способен определить легкость изменений.
4️⃣ Представьте себе линию на полу длиной 2-3 метра, где с одной стороны находится максимально ограничивающий вариант убеждения, а с другой - максимально расширяющий. Можно убеждения (рабочее, максимально ограничивающее и максимально расширяющее) написать на бумажках и положить на пол.
5️⃣ Сначала встаньте на место на этой линии, соответствующее вашему рабочему убеждению. И сделайте общее представление для этого убеждения:
• найдите его точную формулировку;
• подходящий голос, которым вы это убеждение произносите;
• визуальное представление;
• позу;
• жест;
• внутреннее ощущение.
– Формулировка убеждения: «Мне трудно поменять свою жизнь, потому что это слишком сложно». Голос глухой, медленный, низкий. Образ - человек стоит на дороге, вокруг которой высокий забор. Поза ссутуленная, голова опущена, плечи подняты. Жест - «извиняющееся» поднятие плеч с разведением рук в стороны. Ощущение - тяжесть в плечах и общее чувство скованности.
6️⃣ Встаньте последовательно на место максимально ограниченного убеждения и найдите его общее представление как в предыдущем пункте. Потом сделайте то же самое для максимально расширяющего убеждения.
7️⃣ Несколько раз пройдитесь по этой линии от точки максимально ограничивающего убеждения до точки максимально расширяющего убеждения, делая растяжку перехода из одного состояния в другое.
8️⃣ Найдите на этой линии место наиболее оптимального (по ощущениям) убеждения. Сделайте для него общее представление.
– Получилось новое убеждение: «Я могу менять мою жизнь и определять сложность изменений». Голос более звонкий, быстрый и высокий. Образ - человек стоит на перекрёстке множества дорог. Поза выпрямленная, голова поднята, плечи расправлены. Жест - указующий вперёд. Ощущение - распирание в груди и тянущее ощущение вверх.

В различных техниках по изменению убеждений или в примерах фокусов языка убеждения предлагаются явно, так сказать преподносятся на блюдечке. Но в жизни так бывает редко - скорее вам приходится делать предположение об убеждении на основе какого-то рассказа.

🛠 Задание
Ниже рассказ человека. Ваша задача сделать достоверное предположение о каком убеждении идёт рассказ.
❗️От вас не требуется угадать абсолютно точно, но понять главное направление мыслей человека.

– Мне говорят, что я могу достичь большего и что у меня есть потенциал. Но я понимаю, что это не мое, и мне не хочется тратить свою жизнь на погоню за успехом. Я просто не вижу в себе сил, чтобы достичь чего-то значимого. Я всегда считала себя средним человеком, который не способен на великие дела. К тому же я не обладаю достаточным упорством и решительностью. Мне всегда было сложно сделать первый шаг, и я часто теряюсь в своих сомнениях и страхах.

Ответ

Возможное убеждение: «Я не могу стать успешной».

Определите тип убеждения: «Если ты станешь богатым, то растеряешь всех друзей».
• причина
• следствие
• критерии
• определение
• отнесение к категории

492

Ответ

Это убеждение о следствии, оно описывает, что произойдёт если будет реализована ценность «богатство».

Мы часто делим два разных состояния:
• я играю роль…
• я являюсь/я есть…
Например:
– Я играю роль хорошей хозяйки.
– Я хорошая хозяйка.

Подумайте, чем для вас роль отличается от идентичности. Например:
– Роль - это то, что я изображаю для других, а идентичность - чем я являюсь.
– Роль обычно противоречит идентичность - ты вынужден что-то показывать, но ты не такой.
– Роль я примеряю на время, и идентичность надолго.

424

Выберите 5-7 ваших убеждений и оцените их по уровню полезности.
+10 - максимально полезное;
– 10 - максимально вредное;
0 - нейтрально.

Подумайте, какие ваши убеждения для вас являются наиболее полезными/эффективными/удачными и почему.
Например.
– Одно из наиболее эффективных для меня убеждений это «практически для любой проблемы можно найти несколько вариантов решения». Оно для меня очень ресурсное, так как говорит, что из любой трудной ситуации можно найти выход. А так же творческое, так как мотивирует найти несколько вариантов решений.

Определите тип убеждения: "Я эрудированный человек, так как разгадываю все кроссворды".
• причина
• следствие
• критерии
• определение
• отнесение к категории

Это отнесение к категории (точнее - убеждение об идентичности): я отношу себя к категории эрудированных людей, так как (обоснование) разгадываю все кроссворды.

Идентичность - это отнесение себя (или других) к какой-то категории.

- Я умная - отнесение себя к категории "умных".

- Я глупый - отнесение себя к категории "глупых".

- Я архангелогородец - отнесение себя к категории "жители города Архангельска".

Понятно, что есть определённое различие во внутреннем представлении между поведением и идентичностью. Например, между "я живу в городе Архангельске" и "я архангелогородец", "я делаю ошибки" и "я глупый", или "я делаю добрые дела" и "я добрый".

Упражнение

326

Возьмите несколько своих вариантов поведения и сравните с соответствующими идентичностями. Определите, в чём состоит для вас ключевое различие между поведением и идентичностью.

Например:

- Идентичность обозначает для меня, что я должен соответствовать общим правилам: если "я спортсмен", то должен постоянно заниматься спортом, участвовать в соревнованиях, носить специальную форму и так далее. А если я "занимаюсь спортом" - это просто то, что я делаю.

- Идентичность сильнее мотивирует, если я "трудяга" - изволь поднапрячься.

- В идентичности есть объединение, принадлежность в группе, а поведение даёт некую отстранённость.

- Поведение - это что-то более телесное, сенсорное, а идентичность несколько абстрактна и как бы больше.

- У идентичности много характеристик, а поведение - ну я делаю что-то и всё.

Выявить убеждения, поддерживающие нежелательное поведение, можно определив намерение этого поведения и выясняя убеждения, связанные с этой ценностью.

  1. Определите поведение, которое вас не устраивает.
  2. Выясните намерение (ценность), стоящее за этим поведением. Для этого задавайте вопросы:
    - Зачем тебе [это] нужно?
    - Что тебе [это] даст?
    - Какой в [этом] смысл?
  3. Выявите убеждения, связанные с этой ценностью.
  4. Проверьте эти убеждения - насколько они для вас полезные/вредные.

Определите тип убеждения: "Свобода - это когда ты можешь делать, что хочешь, не обращаешь внимания на чужое мнение и внутренне раскован".
• причина
• следствие
• критерии
• определение
• отнесение к категории

Скорее всего, это убеждение о критериях, оно построено по схеме: ценность (свобода) - это критерий 1, критерий 2, критерий 3.

  • да, вполне можно
  • нет, при помощи метасостояний можно менять только состояния
Да, при помощи метасостояний можно менять убеждения, даже есть специальная техника.

Определите тип убедителя во фразе: «Я выиграл три раза подряд - мне везёт».

  • интенсивность
  • количество раз
  • период
  • количество повторений подряд
  • количество повторений за период
Количество повторений подряд.

Как в вашем внутреннем представлении отличается поведение, способность и убеждение? Берёте поведение, соответствующую ему способность и убеждение про это поведение. И определяете, как они внутренне представлены.

Например.

Поведение: рисую.

Способность: умею рисовать.

Убеждение: рисование развивает творческое мышление.

Поведение: панорамная картина, ассоциированная, кино.

Способность: набор стоящих друг за другом фотографий моих рисунков, которые можно перелистывать, среднего размера, на расстоянии полуметра, ниже уровня взгляда.

Убеждение: большой яркая картина, на расстоянии около метра, передо мной, кино, диссоциированная.

Определите тип убеждения: "Мужчина должен много работать, чтобы содержать семью".

  • причина

  • следствие

  • критерии

  • определение

  • отнесение к категории

Это убеждение о причине - убеждения о причине описывают, что нужно делать для достижения ценности. В этом убеждении для достижения ценности «содержать семью» «мужчина должен много работать» (большинство убеждений о долженствовании относится к типу «причина»).

Мысленное упражнение на критерии определения собственного «Я». Предположим, некая ведьма вас заколдовала и постепенно становитесь волком. В какой момент вы решите, что вы теперь волк:

  • когда начнёте покрываться шерстью;
  • когда отрастёт хвост;
  • когда вырастут волчьи зубы;
  • когда начнёте думать как волк;
  • никогда.

«Хорошее» убеждение должно соответствовать критериям:

  • истинность;

  • эффективность;

  • экологичность.

Соответственно, расширяющие убеждения этим критериям соответствуют, а ограничивающие - нет.

Ниже дан список убеждений. Какие из них для вас были бы расширяющими, а какие - ограничивающими?

То есть вы проверяете эти убеждения на соответствие критериям: истинность, эффективность, экология.

  1. Я сам могу справиться с большинством проблем.

  2. Никто не способен осчастливить всех.

  3. Мужчина должен обеспечивать семью.

  4. То, что получено быстро, мигом и теряется.

  5. Свобода - это возможность делать то, что хочешь.

  6. Я достоин большего.

  7. Настоящие друзья - только друзья с детства.

  8. Все думают только о своих интересах.

  9. Любовь бывает только в фильмах и в книжках, а в жизни все более прагматично.

  10. За всё надо платить.

  11. При движении к цели не нужно обращать внимание на препятствия.

  12. Полностью доверять людям опасно.

  13. Для достижения успеха нужно много работать.

  14. Настоящая женщина всегда должна хорошо выглядеть.

  15. Много денег портят человека.

Подробнее

Убеждения о долженствовании и запрете можно слегка «подредактировать» - например, немного изменить модальность. Ведь например «я должен всегда быть бдительным» и «я могу иногда быть бдительным» - это довольно разные убеждения.

То, что делают многие убеждения - задают границы. Какие-то границы получаются более «жёсткие», ограничивающие выборы - здесь примером как раз могут служить убеждения о долженствовании и запрете. А если использовать слова типа: могу, способен, можно, - то границы получаются несколько «мягче», с большим количеством выборов. И во многих случаях более «мягкие» границы оказываются более приемлемыми.

На «жёсткость» границ влияют модальности: нужно, нельзя, возможно, могу, - а так же кванторы, как всеобщности: всегда, все, никто, - так и существования: бывает, кое-кто, некоторые.

224-1

И при этом можно же это всё отрицать: не должен, не могу, не запрещено, не может быть, - что будет менять «знак».

При чём это всё можно комбинировать:

  • не обязательно не могу;

  • абсолютно точно обязан;

  • было бы разрешено;

  • всегда должен;

  • может быть иногда запрещено.

То есть возможностей поиграть куча.

Основные правила:

  • использование в речи кванторов всеобщности, модальностей точности, необходимости, долженствования делает границы «жёстче»;

  • использование кванторов существования, модальностей вероятности, разрешения и возможностей делает границы «мягче»;

  • отрицание меняет «знак».

ТЕХНИКА

1. Текущее убеждение

Выберите своё убеждение, которое вы хотите изменить. Подумайте о ситуациях, где вы пользуетесь этим убеждением, и как оно влияет на ваше поведение. Но помните, что в этом убеждении обязательно должна быть модальность: должен, вынужден, не могу, запрещено, не следует. И полезно восстановить это убеждение до полной формы. Например, вы выбрали: «Я должен много работать, чтобы быть успешным».

2. Растяжка

Здесь задача - растянуть «жёсткость» границ. Так что выбираем самые разные варианты модальности в этом убеждении - от делающих границы как максимально «жёсткими», так и максимально «мягкими». Каждый вариант стоит прочувствовать и посмотреть, как именно это меняет убеждение. 7-10 вариантов.

224-2

«Я имею право много работать, чтобы быть успешным».

«Я всегда обязан много работать, чтобы быть успешным».

«Было бы неплохо иногда много работать, чтобы быть успешным».

«Я не хочу много работать, чтобы быть успешным».

«Возможно не стоит много работать, чтобы быть успешным».

«Необходимо постоянно много работать, чтобы быть успешным».

«Мне точно следовало бы хотя бы иногда много работать, чтобы быть успешным».

3. Оптимальный вариант

Найдите для себя наиболее оптимальный вариант этого убеждения.

Например: «Иногда полезно много работать, чтобы быть успешным».

4. Экологическая проверка

Проверьте, не навредит ли вам это новое убеждение. Если может навредить - вернитесь на предыдущий шаг и измените убеждение так, чтобы оно стало более экологичным.

5. Закрепление

Внесите новое убеждение в свою жизнь. Посмотрите в своё будущее, как меняется ваше поведение в тех ситуациях, где вы пользуетесь этим убеждением.

Подробнее

Откалибруйте свои собственные численные критерии для 3-5 контекстов:

  • удобное время до работы;
  • максимальная цена на молоко;
  • оптимальное расстояние для прогулки;
  • и тому подобное.

Как калибровать численные критерии.

Выберите 3-4 ваших ценности и антиценности и сформулируйте для них убеждения всех типов.