С какой метапрограммой связано ответственное отношение к срокам:
• референция;
• ориентация во времени;
• во-вне времени.

Ответ

Это метапрограмма ВО-ВНЕ времени. Люди ВНЕ времени хорошо планируют и склонны следовать срокам, у людей ВО времени с планами не очень хорошо и сроки довольно условны.
При этом не то, чтобы люди ВО времени вообще не планировали - просто они измеряют реализацию задачи скорее затраченными усилиями, чем часами и минутами. А следование людей ВНЕ времени планам и срокам, как вы понимаете, зависит от профессионализма в данном контексте - непрофессионалы могут определять совершенно нереальные сроки.

Как метапрограмма «Вне времени» связана с диссоциацией?
• никак;
• эту метапрограмму как раз можно описать как склонность к диссоциации;
• диссоциация связана с референцией, а не с «Во-Вне времени».

Ответ

Метапрограмма «Во-вне времени» действительно связана с ассоциацией - диссоциацией. Люди «Вне времени» склонны к диссоциации, а «Во времени» к ассоциации. В некоторых книжках по профайлингу она так и называется: «Ассоциация - диссоциация».
А референция с диссоциацией особо не связаны.

Часть метапрограмм у человека «жёсткие» - то есть он в большинстве контекстов использует только один из паттернов (во всех контекстах только «внутренняя референция»), часть «гибкие» - человек может менять паттерны и/или использует разные паттерны в разных контекстах (может использовать как «внутреннюю референцию», так и «внешнюю референцию»).
Оцените уровень гибкости ваших метапрограмм от 1 до 10 (10 - максимально гибкая) и зарисуйте, например, в виде радиальной диаграммы.

546

Какая пресуппозиция использована в известной шутке из фильма «Подкидыш»:
– Что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?
• допущение
• противопоставление
• предикаты осознавания
• ложные выборы

541

Ответ

Ближе всего здесь будут «ложные выборы». Пресуппозируется при этом, что девочка чего-то хочет. Из предложенных двух вариантов: ехать на дачу или чтоб ей оторвали голову.
Шутка как раз строится на том, что варианты здесь совершенно непропорциональные по последствиям.

540

Метапрограмма «Врата сортировки» описывает основные фокусы внимания человека. Информацию, представленную в «любимых» Вратах Сортировки человек воспринимает легко и с удовольствием, а в «нелюбимых» старается отфильтровать. Для повышения гибкости полезно научиться легче переключаться между различными ВС. Например, для подстройки в коммуникации, для того, чтобы рассмотреть цель с разных сторон и так далее.
С Вратами сортировки будут связаны и разные способы группировки событий которыми мы пользуемся.
Например:
• люди - события, произошедшие с вами вместе с этим человеком;
• ценности - события, связанные с той же целью или причиной;
• вещи/действия - что в вашей жизни связано с теми же вещами или действиями, что и в этой ситуации;
• процесс - в каких ситуациях вы делали то же самое;
• время - что произошло приблизительно в это же время;
• место - что ещё происходило в этом месте.

🛠 Возьмите какое-то событие из вашей жизни и найдите ещё 3-4 ситуации для каждого способа группировки.

Какой набор метапрограмм преимущественно использован в тексте?
• мотивация ОТ + активность
• мотивация К + активность
• мотивация ОТ + рефлексивность
• мотивация К + рефлексивность
– В первую очередь, не хочется шума и суеты, где много музыки и кучи туристов. Но наверно не стоит принимать решение по первой рекламе, стоит начать с исследования различных путеводителей и отзывов в Интернете. Читая о разных странах и городах, у меня была бы возможность обдумать, какие сложности могут у меня возникнуть в каждом случае.

Ответ

Здесь преимущественно использованы мотивация ОТ и рефлексивность.
Мотивация ОТ:
• в первую очередь обращает внимание на то, что ему не нравится;
• большой фокус на то, чего он хочет избежать;
Рефлексивность:
• предполагает тщательно собирать информацию до действия;
• длинные сложноподчинённые предложения, глаголы в сослагательном наклонении.

Как вы думаете, для какой метапрограммы характерны такие различия?

528

Это метапрограмма:
• референция;
• мотивация «к-от»;
• фокус сравнения;
• во-вне времени.

Ответ

Такие различия характерны для метапрограммы фокус сравнения.
• Различия (оранжевый): хотят видеть в вещах новое или изменяющееся; не любят повторений на работе, внедряются в новые области; любят часто меняющееся окружение; время стабильности 1-2 года.
• Сходство с исключением (зелёный): принимают некоторые изменения, если они происходят не слишком часто; хотят видеть, как вещи улучшаются; работе любят делать похожее, но улучшенное; время стабильности 3-7 лет.
• Сходство (серый): чувствуют себя комфортно, когда мир остается тем же самым; во всем стараются найти сходство; в работе предпочитают рутину, стабильность и одинаковость; время стабильности 10-25 лет.

Для людей с какой метапрограммой характерно?
Хорошо определяют, что хотят избежать; предпочитают прямые конфликты; спокойная, расслабленная обстановка их демотивирует.

Это метапрограмма:
• внутренняя референция;
• кинестетическая модальность;
• мотивация «от»;
• во времени.

Ответ

Это признаки метапрограммы «мотивация «от».

Для людей с какой метапрограммой характерно?

Любят тусовки, налаживают дружеские отношения и поддерживают связи. Хорошо работают в группах и способны на монотонную работу. Изначально лояльны компании.

Это метапрограмма:
• ориентация на сходство
• во времени
• маленький размер разбивки
• мотив «причастность»

Ответ

Это признаки метапрограммы «Мотив «Причастность».

Как можно развивать свои сенсорные модальности - ВАКАд.
Одну и ту же ситуацию можно описывать в разных модальностях - каждый вариант будет задавать свой фокус восприятия. Это хорошее упражнение на развитие сенсорных модальностей и расширение карты. Четыре описания одной и той же ситуации: В, А, К и Ад.
– Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется что она ещё больше. И хотя стулья чёрные, они хорошо смотрятся на общем фоне.
– Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.
– Ну и чего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже – хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.
– Все это конечно правильно. Но хочу обратить ваше внимание на то, что территория расположена достаточно далеко от метро, и на мой взгляд оплате несколько завышена по отношению к тому, с каким качеством и в каком количестве здесь даётся информация.

Упражнение можно делать как индивидуально: берёте контекст и описываете его во всех четырёх сенсорных модальностях.
Либо можно в группах по 4 человека. Первый человек рассказывает о некой картинке, о некоем образе – это может быть картинка леса, квартиры или моря. И говорит он только что видит. Второй – тот, который сидит слева от него – продолжает его рассказ, но уже говорит что слышно в этой ситуации. Третий, соответственно, о том, что там можно почувствовать. А вот четвёртый говорит скорее по поводу, высказывая своё отношение и оценку. По несколько предложений каждый, потом меняетесь ролями – просто начинает тот, кто в предыдущем упражнении был вторым. И так пока все не побывают во всех четырёх ролях.

упражнениепоНЛП Когда человек больше концентрируется на опыте из какой-то сенсорной модальности, то в его речи будет больше предикатов этой модальности.

➡️ Вообще, предикаты в данном контексте - это слова, сообщающие о свойствах предмета. А свойства бывают разные. Поэтому более аккуратно говорить о предикатах сенсорной модальности. Но в большинстве случаев в НЛП под предикатами имеют в виду именно предикаты сенсорной модальности.

469

Так что займёмся бухгалтерией и посчитаем количество слов. Буквально: визуальных 15, аудиальных 4, кинестетических 8, - значит сейчас собеседник сейчас преимущественно в визуальной модальности и присоединяться стоит именно к ней. Как вербально, так и невербально.

✅ Предикатов дигитальной (Ад) модальности очень мало (всего несколько конструкций, вроде «я себя спрашиваю», «я себе говорю»), так что калибруется она по структуре речи и по невербальным признакам.

✅ Неопределённые слова вроде думать, рассуждать, понимать, осознавать предикатами дигитальной (Ад) модальности не являются. Они же неопределённые, при их помощи могут описывать любой опыт - и визуальный, и кинестетический, и дигитальный.

Упражнение
В группах по четыре человека. Один человек рассказывает о чём-то, остальные отмечают количество предикатов каждой сенсорной модальности. При чём каждый из слушателей отвечает за свою: визуальную, аудиальную или кинестетическую.

Важно именно количество употреблённых слов, так что если слово повторяется в речи рассказчика несколько раз, можно просто рядом ставить плюсики:
• смотреть +++++
• увидел +++
• ярко +++++
• ясно +
• синий +++
• итого: 17
Когда рассказчик заканчивает, остальные сообщают, какие предикаты и в каком количестве были использованы. После чего меняются ролями.
🕗 20 минут.

Самостоятельно можно это делать по видеозаписи, например интервью (не надо брать кинофильмы или дикторов новостей - они обычно читают заранее заготовленные тексты): записываете слова в три столбика: В, А, К - и отмечаете количество вхождений каждого слова.

Для людей с какой метапрограммой характерно?
• обожают новое, революционное, исключительное
• не любят повторений на работе, внедряются в новые области
• достигнув успеха, приступают к чему-то другому
• любят часто меняющееся окружение

Это метапрограмма:
• ориентация на различия
• внутренняя референция
• большой размер разбивки
• вне времени.

Это признаки метапрограммы «фокус сравнения на различия».

Слово «гул» - это предикат модальности:
• визуальной
• аудиальной
• кинестетической

Слово «гул» может в зависимости от ситуации относиться как к аудиальной модальности (гул метро), так и кинестетической (гул в теле).

Подстраиваться можно по-разному. Можно просто скопировать элементы поведения: позу, высоту голоса, движения, частоту дыхания, конкретные слова. Это называется отзеркаливанием.
А можно подстраиваться под более общие характеристики состояния - присоединяться. Например, под сенсорную модальность или уровень энергии (адреналина).

Как вы думаете, подстройка под метапрограмму «Мотивация К-От» это:
• отзеркаливание
• присоединение

Метапрограммы у человека определяются по анализу характерных признаков: построения фраз, реакций на вопросы, темы разговора, характерной физиологии, и так далее. То есть это более абстрактные характеристики поведения, чем конкретные элементы поведения вроде позы или высоты голоса. Так что подстройка под метапрограмму «Мотивация К-От» скорее относится к присоединению.

• сильная контекстозависимость;
• не очень хорошее планирование;
• склонны зарабатываться;
• легко отвлекаются.

Это метапрограмма:
• предпочитаемая кинестетическая модальность;
• внешняя референция;
• мелкий размер разбивки;
• вне времени.

Исследуйте, как меняется ваше восприятие при смене полюса метапрограммы. Для 3-5 метапрограмм. Например:
• мотивация К - картинка более яркая, звуки более громкие;
• мотивация От - картинка более тёмная, звуки приглушённые;
• Во времени - фокус внимания наружу, больше двигаюсь, скорость выше;
• Вне времени - фокус внимания внутрь, медленные движения, больше внутреннего диалога;
• референция внутренняя - яркие внутренние образы, голос внутреннего диалога громкий;
• референция внешняя - фокус внимания на других людей, на то, что они говорят.

Для какой метапрограммы характерно?
• Убеждается в том, что работа сделана хорошо, лишь тогда, когда кто-то скажет им об этом.
• Когда его критикуют - судит себя.
• Информацию воспринимает как инструкцию.

Это метапрограмма:
• ориентация на настоящее;
• внешняя референция;
• мотив "избегание";
• фокус сравнения на сходство.

В определённых ситуациях человеку приходится обязательно переключаться на какую-то метапрограмму, чтобы выполнить нужное действие. Иначе просто не получится.
Для 5-7 метапрограмм определите контексты, в которых скорее всего человек обязательно переключится на эту метапрограмму. Например:
• настройка компьютерной программы по пунктам - внешняя референция;
• игра «найдите 10 отличий» - различия;
• исследование метаощущений - кинестетическая модальность.

• Информация в произвольном порядке.
• Работа должна носить глобальный характер.
• Простые предложения, мало изменений или деталей.
• Могут пропускать шаги в последовательности.

Это метапрограмма:
• внутренняя референция
• ориентация на настоящее
• врата сортировки "ценности"
• большой размер разбивки

• слышать
• думать
• разглядел
• сказать себе
• осознал
• тяжело
• понимать
• знаю

Тут только один предикат дигитальной модальности: сказать себе.
Слова: думать, осознал, понимать, знаю - неопределённые, то есть не относятся ни к какой модальности; слышать - предикат аудиальной модальности; тяжело - кинестетической.