Шаги техники «Шоколад леди Годивы»:
1️⃣ Экологическая проверка
2️⃣ Мотивирующий образ
3️⃣ Образ дела/задания
4️⃣ Процесс взмаха
5️⃣ Поведенческий тест
❓Какой шаг соответствует получению доступа к ресурсу по девятишаговой схеме изменения?

Ответ

Получение доступа к ресурсу - шаги 2️⃣ и 3️⃣.

Девятишаговая схема изменения описывает структуру техник НЛП (и не только). Собственно, ядро техники - это шаги с 4 по 9:

  1. Определение ресурса
  2. Доступ к ресурсу
  3. Внесение ресурса в контекст
  4. Проверка результата
  5. Экологическая проверка
  6. Привязка к будущему.

559

Разложите технику «Смена субмодальностей» по девятишаговой схеме, основное: как определяем ресурс, как переносим, как вносим в контекст.

Например:

  1. Определение ресурса: поиск «эталонной» ситуации с нужной оценкой.
  2. Доступ к ресурсу: выявление субмодальностей (или критической субмодальности), кодирующих нужную оценку.
  3. Внесение ресурса в контекст: замена субмодальностей у «рабочей» ситуации.
    Проверяем результат, экологию, делаем привязку к будущему.

Эта схема техники «Взмах» нарисована с ошибкой. Найдите её.

558

Ответ

В технике «Взмах» «Я-образ» должен быть диссоциированным. А так же это не просто образ себя в желаемом состоянии. Его критерии:
• отражает способности и качества человека, а не поведение;
• обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
• диссоциирован от клиента;
• имеет размытый фон;
• нравится клиенту.

Возьмите за практику быстро прорабатывать случайно вспомнившиеся неприятные ситуации небольшого или среднего уровня важности.

«Быстро» здесь касается и продолжительности проработки — то есть проработка должна занимать всего несколько минут. И момента — то есть сама проработка происходит в несколько ближайших минут после того, как ситуацию вспомнили. Лучше сразу же. Если сразу невозможно — совещание, ведёте машину, бежите дистанцию, — то практически как только появится возможность.

Прорабатывать можно при помощи EMDR, Квадратного дыхания, Игр нового кода, Сдвига субмодальностей, Коллапса якорей и т.д.

Шаг в технике «Коллапс якорей», когда клиенту предлагается определить, что именно ему поможет справиться с проблемным состояниям. По девятитишаговой схеме изменения это:
• определение ресурса
• получение доступа к ресурсу
• внесение ресурса в контекст
• проверка работоспособности

Ответ

Это определение ресурса.

• Смена субмодальностей
• Стратегия Уолта Диснея
• Решение коммуникативной проблемы с помощью трёхпозиционного описания
• Декартовы координаты

545

Ответ

Это "Декартовы координаты": изображено разбиение на 4 области, знаком ✅ обозначены области «получу», знаком ❎ - потеряю.

Техника «Шоколад леди Годивы» используется для изменения отношения к делам, которые вы твердо решили выполнить, но осуществление задуманного не доставляет вам удовольствия в настоящее время. В ней картинка, вызывающая наслаждение, помещается за образ дела. А потом при помощи взмаха наслаждение привязывается к образу дел. Выполнение этой техники начинается с экологической проверки. Как вы думаете, почему?
• в процессе взмаха обходятся внутренние стратегии проверки экологии;
• так как техника очень быстрая, многие забывают сделать экологическую проверку в конце;
• как конкретно изменится поведение можно достаточно легко представить заранее;
• это причуда Ричарда Бендлера, который эту технику придумал.

543

Ответ

Процесс взмаха довольно жёстко связывает образы и обходит внутренние стратегии проверки экологии. А что конкретно получится в результате достаточно легко представить заранее. Поэтому экологическую проверку лучше сделать вначале техники.

Одна из моделей изменения в НЛП «изменение метафоры»: придумываем метафору проблемы - меняем метафору - меняется проблема.
Например, в технике «Избавление от взаимозависимости» предлагается представить эту самую взаимозависимость в виде верёвки, а потом эту верёвку разрезать. А в технике «Размер переживания» эмоция представляется в виде шара, который можно увеличивать, чтобы эмоцию усилить, или сжимать, чтобы её уменьшить.
Придумайте метафоры (и способы их изменения для решения проблемы) для ситуаций:
• ссора с любимым человеком;
• баланс между семьёй и работой;
• недостаточная мотивация для конкретного дела.

Фокусы языка - стратегии конструирования вербальных рефреймингов для изменения убеждений. Эти стратегии можно использовать и в техниках, например, изменения убеждений.
Например, техника изменения убеждения на основе стратегии фокус языка «Разделение». Как он работает: нам надо показать, что убеждение не работает и для этого мы его дробим на части так, чтобы каждая (по крайней мере большее количество) часть противоречило общему убеждению. Например:
– У меня никогда не получится уйти с этой работы.
– Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?
1️⃣ Определяем убеждение, которое хотим изменить и как это убеждение представлено внутри.
2️⃣ Делим это убеждение на части (разукрупняем) так, чтобы большая часть «мелких» убеждений противоречило общему убеждению. Желательно на 3-5 частей, не более.
3️⃣ Представляем или вспоминаем ситуации, происходящее в которых или наше поведение противоречат «мелким» убеждениям.
4️⃣ Смотрим, как это меняет «большое» убеждение. Формулируем его.
5️⃣ Проверяем, как меняется поведение в ситуациях, связанных с этим убеждением. 
6️⃣ Экологическая проверка.
7️⃣ Привязка к будущему.

🛠 Задание
Придумайте техники изменения убеждения на основе стратегий фокусов языка:
• иерархия критериев;
• противоположный пример;
• стратегия реальности.

В какой технике предлагается найти несколько (обычно три) ситуации в прошлом, в которых испытывалось определённое проблемное состояние?
• Изменение личностной истории
• Реимпринтинг
• Лечение приобретённых аллергий

Ответ

Найти три (или более) ситуаций в прошлом, в которых испытывалось проблемное состояние предлагается во всех этих техниках.

Как вы думаете, как именно работает субмодальная техника переоценки ситуации, когда субмодальности проблемной ситуации меняем в соответствии с субмодальностями эталонной ситуации?
• меняя субмодальности мы перекодируем оценку ситуации;
• субмодальности работают как якоря;
• изменение субмодальностей - это команда бессознательному переоценить ситуацию;
• это вид рефрейминга - смена субмодальностей задаёт другой взгляд на ситуацию.

Ответ

Меняя субмодальности мы перекодируем оценку ситуации. Можно так же думать, что при помощи субмодальностей мы переносим характеристики состояния в другую ситуацию.

Довольно простая техника, позволяющая прорабатывать ситуации небольшой и средней важности. Главный её плюс - в качестве ресурсов мы можем использовать то, что просто представляем. Даже если у нас к этому нет кинестетического доступа. Например, визуально я эйфорию представить могу, а на уровне ощущений - не особо.
Плюс, «размер» ресурса можно менять просто меняя размер образа.

1️⃣ Что меняем
Определите ситуацию, которую хотите изменить. Можно так же изменить отношение к человеку или предмету, событию в прошлом и тому подобное.
• стесняюсь, когда разговариваю с женщинами;
• начальник раздражает;
• нервничаю перед выступлением на публике;
• до сих пор обижаюсь на Петю, за то что он сломал мои удочки 15 лет назад;
• огорчаюсь, если меня критикуют.

2️⃣ Ресурсы
Подумайте, какие ресурсы вам могут помочь изменить ситуацию. Например:
• спокойствие, уверенность в себе, радость (состояния);
• умение справляться с трудностями (способность);
• уравновешенность, усидчивость, целеустремлённость (качества);
• справедливость, гармония (ценности);
• вера в то, что всё будет хорошо (вера);
• для достижения цели нужно работать (убеждение).

520

3️⃣ Образы
Сядьте удобно. Руки вытяните перед собой ладонями вверх, расслабленно, согнутыми в локтях.
▶️ Представьте, что вы держите поднос снизу.
Положите образ того, что меняем на левую руку. Это может быть «фотография ситуации»; ассоциация - кленовый лист, водоворот, болото; геометрическая фигура - шар, куб, треугольник.
▶️ Если очень хочется, можно положить образ ситуации на правую руку – это дело вкуса. Просто тогда на левую вы будете складывать ресурсы.
На правую руку положите образы ресурсов. Добавляйте ресурсы до тех пор, пока на правой руке не будет приблизительно в полтора-два раза больше. Если не хватает тех, что были в первоначальном списке (или они не совсем подходят), то поищите ещё и положите на правую руку. Можно так же увеличить «размер» ресурса увеличив размер образа.

4️⃣ Сжатие образов
Начинайте медленно сводить руки так, чтобы этот процесс занял минуту-полторы.
Возможно появится ощущение сопротивления - как подушку сжимаем. Здесь надо добавить "морального" желания руки сжать. Не "физической силы", а именно "желания".
Когда ладони приблизятся друг к другу, надо их медленно сжать, чтобы образы "перемешались". Позвольте себе оставаться с прижатыми друг к другу ладонями некоторое время.

5️⃣ Проверка работоспособности
Подумайте о ситуации, в которой вы раньше испытывали нежелательные эмоции, или о человеке, событии, предмете, к которому вы меняли отношение. Что изменилось? Чувствуете ли вы себя так, как хотели бы? Если нет, подумайте какие ресурсы вам ещё нужны и повторите процесс с новыми ресурсами - на левую руку положите образ ситуации, который получился после сжатия рук, на правую – дополнительные ресурсы, которые могут вам помочь достигнуть желаемого состояния.

6️⃣ Экологическая проверка
Не повредит ли вам, если теперь в этой ситуации вы будете испытывать эту эмоцию?
Если последствия вас не устраивают – вернитесь на самый первый шаг и пройдите по всем шагам техники, учитывая новые пожелания.

7️⃣ Привязка к будущему
Представьте себе три-четыре ситуаций в будущем, где вы бы раньше испытывали нежелательное состояние – через неделю, месяц, год, пару лет. Желательно выбирать максимально отличающиеся контексты. Посмотрите, как изменилось ваше поведение.

В классическом варианте техники «Изменение личностной истории» ресурсы в проблемные ситуации добавляются при помощи якорей. Как вы думаете, будет ли техника работать, если для переноса ресурса будет использован другой метод: субмодальности, метасостояния, «Квадратное дыхание»?
• да, техника работать будет, неважно каким способом проработаны проблемные ситуации;
• нет, работать не будет - для переоценки ситуаций нужно использовать только якоря.

Ответ

По опыту, неважно каким способом проработаны проблемные ситуации - изменение поведения в нужную сторону происходит.

В технике «Интеграция конфликтующих частей» используются визуальные якоря - образы частей личности. Подумайте, как нужно изменить эту технику, чтобы использовать пространственные якоря - например, различные места на полу.

502

• Решение коммуникативной проблемы с помощью трёхпозиционного описания
• Стратегия Уолта Диснея
• Визуально-кинестетическая диссоциация
• Смена критической субмодальности

Ответ

Это техника «Стратегия Уолта Диснея»: изображены переходы по состояниям Мечтатель - Реализатор - Критик.

499

Части личности себе можно и создавать. (На самом деле части личности - это такие метафоры для определённых стратегий поведения). И полезно создавать части личности, которые делают что-то хорошее. Например, решают ваши проблемы.

  1. Вспомните себя в состоянии, когда вы легко находили выходы из сложных ситуаций, разбирались с проблемами и т.д. Можно взять «высокопродуктивное состояние», которое получается в результате игр Нового кода НЛП, например «Алфавита».
  2. Представьте себя со стороны в этом состоянии. Дайте ему имя – например, «Суперрешатель проблем».
  3. Предложите «Суперрешателю проблем» стать вашей частью
    личности.
  4. Предложите ему разобраться с частями, которые против того,
    чтобы он стал вашей частью (если есть).
  5. Возьмите его внутрь себя.
  6. Проверьте, как он работает – дайте ему несколько задачек.
  7. Договоритесь о критериях его «автоматического» включения.

По «Схеме конструирования техник НЛП» сконструируйте технику:
• Актуальное состояние: не могу сменить работу.
• Модель изменения: перенос ресурса.
• Ресурс определяет Клиент (сознательно).
• Обязательно использовать кинестетические якоря.

Подробнее о схеме конструирования

486

• Наложение якорей
• Взмах
• Изменение личностной истории
• Визуально-кинестетическая диссоциация

Это техника «Взмах», картинки по порядку:
• Образ ключа.
• Образ «желаемого себя»
• Быстрая смена картинок (аж 5 раз).

Один из способов переоценить ситуацию - пережить её в обратном порядке. В предыдущем упражнении предлагалось рассказать её задом наперёд, но можно сделать всё несколько более сенсорно – прокрутить кино о событии задом наперёд, начиная с момента, когда ещё хорошо и заканчивая моментом, когда уже хорошо. При этом всё двигается задом наперёд, звук можно выключить.

481

Как часто мы прокручиваем неприятные ситуации в голове – снова и снова. Буквально мы тренируем наш мозг воспринимать ситуацию только таким способом. И через какое-то время внешние события, внутренние оценки и эмоции «слипаются» - становятся единым целым. Мы себя натренировали. Предлагаемая техника позволяет разрушить эту последовательность и получить выбор. То есть даёт возможность изменить оценку ситуации.

Опишите проблемную ситуацию – можно про себя, можно вслух или написать – в обратном порядке. Старайтесь сделать это достаточно подробно, рассказав не только о самом событии, но и о своих чувствах и оценках. При этом рассказывайте как будто вы прокручиваете фильм о данной ситуации задом наперёд. И постарайтесь начать и закончить нейтральными или приятными моментами – вы же не всё время испытывали злость или обиду.

– Я спокоен. Новости закончились. Сажусь в кресло, включаю телевизор и смотрю последние новости. Раздеваюсь в прихожей. Пришёл домой. По дороге виню себя за забывчивость, рассказываю себе какой я тупой. Иду по улице, уже стемнело и зажигаются фонари. Чувствую обиду и злость на себя. Решаю идти домой. Стою в нерешительности размышляя – возвращаться в метро или идти домой. Вспоминаю, что забыл пакет с продуктами в вагоне. Выхожу из метро. Выхожу из вагона метро. Встаю с сидения в вагоне метро. Расслабляюсь и закрываю глаза, дремлю всю дорогу. Ставлю пакет с продуктами себе под ноги. Сажусь на свободное место. Вхожу в вагон метро. Спускаюсь на эскалаторе. Прохожу через турникет. Вхожу в метро. В киоске по дороге к метро покупаю хлеб и молоко, кладу их в полиэтиленовый пакет. Иду к метро. Выхожу с работы.