Намерение есть не только у поведения и другого намерения, но и у качеств. Знание ценностей - особенно терминальной ценности - стоящей за качеством, поможет это качество усилить или развить.

Терминальные ценности (ценности-цели) - это ценности, которые важны сами по себе. Для них нет ответа на вопросы: «зачем тебе это?», «какой в этом смысл?», «что ты получишь от этого?». Для выявления терминальной ценности вы просто проходите по цепочке намерений, задавая только вопросы о смысле (выше). До тех пор, пока не найдёте ценность, которая будет важна сама по себе.

1️⃣ Выберите качество, которое вы хотите у себя развить или усилить. Определите его для себя.
2️⃣ Пройдитесь по цепочке намерений/ценностей до терминальной ценности.
3️⃣ Максимально прочувствуйте эту терминальную ценность.
4️⃣ Двигаясь назад по цепочке вносите в каждую инструментальную ценность «энергию» терминальной ценности. Как это меняет эти ценности?
5️⃣ Внесите энергию терминальной ценности в качество, с которым вы работаете. Представьте связь между этим качеством и терминальной ценностью.
6️⃣ Как теперь вы воспринимаете это качество? Что изменилось в вашем представлении о нём?
7️⃣ Не повредит ли вам это новое представление? Если да - подумайте, что вам нужно добавить в качество, чтобы последствия стали более приемлемыми.
8️⃣ Представьте, как вы теперь будете вести себя в ситуациях, где проявляется это качество - завтра, через неделю, через месяц.

Качество «усидчивость». Это способность удерживать внимание на определённой задаче в течение продолжительного времени, не отвлекаясь на всякое внешнее воздействие. Прошёлся по цепочке:
– Зачем мне усидчивость?
– Для сосредоточенности.
– Что даёт мне сосредоточенность?
– Концентрацию на задаче.
– Зачем мне концентрироваться на задаче?
– Для быстрого получения результата.
– Зачем мне быстро получать результат?
– Чтобы быть эффективным.
– Какой смысл быть эффективным?
– Это даёт свободу.
– Зачем мне свобода?
– Она важна сама по себе. [терминальная ценность]
Вжился в ценность «свобода» - это такое чувство отсутствия ограничений, возможность двигаться в любую сторону. На уровне метакинестетики - чувство распирания по всей поверхности туловища, и спереди, и с боков, и сзади, от пояса до шеи.
Внёс «свободу» в низлежащие ценности и действия. Эффективность стала более лёгкой, из неё исчезла заданность. Быстрое получение результата стало восприниматься скорее игрой. Концентрация на задаче стало естественным процессом, к которому не надо прикладывать усилий - занимаешься чем-то и прост сконцентрирован, сосредоточен на этом. Сосредоточенность просто объединилась с концентрацией. А вот усидчивость стала чем-то вроде свободного выбора, а не заданности. И появилось представление о связи усидчивости и свободы.
Сделал экологическую проверку - всё хорошо.
Привязка к будущему - теперь если я решаю, что мне нужно заняться чем-то, что требует времени и сосредоточенности, появляется чувство собственного выбора. И мне просто нравится заниматься этим долго и внимательно.

Глобальные концепции - это важные идеи или принципы, которые касаются глобальных контекстов, вроде «вся жизнь». Это могут быть как цели, например «миссия», «предназначение», так и принципы жизни, вроде «жить счастливо» или китайский «дао». Подумайте, какие глобальные концепции важны для вас. И какие обозначают цели, а какие - принципы/правила жизни.

Обратите внимание, что здесь идёт речь о правилах или принципах жизни, которые касаются глобального контекста и организуют большинство ваших действий. Вроде (китайского) «у вэй», которое обозначает действие только в соответствии с высшей целью. Или миссии, которая означает глобальную цель.
Это не обязательно цели или правила, которым вы уже следуете или стараетесь следовать. А те, которые важны для вас и вы хотите их присутствие в своей жизни.

• миссия;
• предназначение;
• смысл жизни;
• истина;
• справедливость;
• развитие;
• контроль;
• судьба;
• ответственность;
• правильная жизнь;
• полная жизнь;
• жить по правде;
• осмысленность;
• жить в согласии с собой;
• полная самоотдача;
• видение;
• принятие себя;
• дао;
• икигай;
• гармония;
• …

Глобальные концепции - это важные идеи или принципы, которые касаются глобальных контекстов, вроде «вся жизнь». Это могут быть как цели, например «миссия», «предназначение», так и принципы жизни, вроде «жить счастливо» или китайский «дао». Подумайте, какие глобальные концепции важны для вас. И какие обозначают цели, а какие - принципы/правила жизни.

Обратите внимание, что здесь идёт речь о правилах или принципах жизни, которые касаются глобального контекста и организуют большинство ваших действий. Вроде (китайского) «у вэй», которое обозначает действие только в соответствии с высшей целью. Или миссии, которая означает глобальную цель.
Это не обязательно цели или правила, которым вы уже следуете или стараетесь следовать. А те, которые важны для вас и вы хотите их присутствие в своей жизни.

• миссия;
• предназначение;
• смысл жизни;
• истина;
• справедливость;
• развитие;
• контроль;
• судьба;
• ответственность;
• правильная жизнь;
• полная жизнь;
• жить по правде;
• осмысленность;
• жить в согласии с собой;
• полная самоотдача;
• видение;
• принятие себя;
• дао;
• икигай;
• гармония;
• …

Один из способов определить для себя важные ценности - это быстро и спонтанно закончить фразу:
– Главное в жизни …
Например:
– Главное в жизни быть счастливым.
– Главное в жизни - это здоровье близких.
– Главное в жизни - это найти себя.
Фразу можно чуть переделать под задачу:
– Моя цель в жизни …
– Мой смысл жизни …
– Моя миссия …
– Моё предназначение …
Главное - ответ должен быть быстрым и спонтанным.

К ответу не стоит относиться как к абсолютной истине (впрочем так не стоит относиться к ответам полученным практически любым способом), но как к теме на подумать - вполне.

Есть довольно распространённая антиценность 😰 «несчастье». Которая присутствует в картах многих людей. Давайте с ней немного поразбираемся. Несколько вопросов.

548

1️⃣ Есть ли в вашей карте понятие 😰 «несчастье»?
2️⃣ Если да, то какой у этого 😰 понятия уровень важности: от 0 (неважно) до 10 (максимально важно) баллов?
3️⃣ Как вы определяете для себя что это такое? Например:
• отсутствие счастья долгое время;
• отсутствие счастья в большинстве жизненных контекстов;
• сильное нарушение ожиданий;
• нарушение важных ценностей;
• недостижение важных целей;

4️⃣ Как меняется ваша жизнь, если вы оценили, что есть 😰 «несчастье»?
• чувствую подавленность;
• внутренние картинке текущих событий становятся более серыми и блёклыми;
• будущее кажется пустым/блёклым/далёким;
• стараюсь совершать как можно меньше действий;
• делаю только вещи, необходимые для поддержания жизнедеятельности;

5️⃣ Что нужно, чтобы выйти из этого состояния 😊?
• достигнуть важной цели;
• реализовать важные ценности;
• испытать восторг в какой-то ситуации;
• стать счастливым хотя бы в 1/3 важных для себя контекстов;
• начать заниматься повседневными делами;
• влюбиться;

Вы скорее всего знаете о «Колесе жизненного баланса». Со счастьем можно сделать аналогичное «колесо» и посмотреть, в каком контексте вы уже счастливы (то есть важные ценности удовлетворены), а в каком счастливы не полностью (не все важные ценности удовлетворены).

544

🛠 Задание

  1. Нарисуйте своё «колесо» контекстов, за основу можно взять те, что на рисунке - только как пример списка контекстов.
  2. Отметьте те контексты, в которых вы уже счастливы (основные ценности удовлетворены), а в каких вы счастливы не полностью (не все важные ценности удовлетворены).
  3. Подумайте, что вам нужно, чтобы чувствовать себя счастливым в большом контексте, «по жизни»: быть счастливым в половине (3/4, 1/3, всех) контекстов, быть счастливым в наиболее важных контекстах (каких), не быть несчастливым ни в одном контексте...
  4. Выберите в каких контекстах вам ещё нужно стать счастливым, чтобы быть счастливыми «вообще».
  5. Для этих контекстов определите, какие ценности вам нужно в первую очередь реализовать/удовлетворить.

Есть много концепций, которые описывают к чему стоит стремиться, чем заниматься, что делать и тому подобное: смысл жизни, миссия, реализация, предназначение, саморазвитие и так далее.
Подумайте, как в вашем субъективном представлении называется (названия могут повторяться):

– Цель жизни/существования?
– Смысл жизни/существования?
– Причина жизни/существования?
– Деятельность, придающая жизни смысл?
– Деятельность, делающее вас счастливым?

И насколько для вас важны эти концепции.

Есть общие концепции, которые мы считаем важными. И которые касаются нашей жизни. Например:
• миссия;
• предназначение;
• справедливость;
• развитие;
• контроль;
• судьба;
• ответственность;
• смысл жизни;
• …
Подумайте, какие из этих концепций важны для вас и дайте им определение - что это обозначает для вас лично. Например:

– Судьба - это главный принцип, направление, как будут развиваться события в моей жизни.
– Контроль - могу я управлять своей жизнью или нет.
– Развитие - возможность стать лучшей версией себя.

Как связаны намерения и ценности?
• намерения и ценности никак не связаны;
• намерение - это желание реализовать какую-то ценность;
• намерения - это и есть ценности.

Намерение можно описать как желание реализовать какую-то ценность. По крайней мере позитивное намерение. Например, намерением чистки зубов может быть здоровье, а намерением раздражения - желание получить уважение. Негативное намерение может касаться и достижения какой-то антиценности. Например, намерением переедания может быть наказание себя (за которым в конце концов будет стоять какое-то позитивное намерение, вроде спокойствия или безопасности).

Ценности - наши обобщения опыта. Какое-то переживание нам нравится и нам становится важно его повторение. Так что и сущностные состояния в том или ином виде должны были встречаться нам в нашей жизни (напоминаю, что сущностные состояния - ценности). Так что полезно будет понять, как они проявлялись в нашей жизни, и как они могут влиять на нашу жизнь.

  1. Выберите СС, вживитесь в него и установите якорь. Якорь лучше брать кинестетический - вроде сжатия руки в кулак или сжатия пальцев.
  2. Представьте себе на полу мысленную линию времени идущую из прошлого в будущее.
  3. Удерживая якорь, мысленно двигайтесь в прошлое и находите события, которые связаны с этой ценностью, а события отмечайте бумажками на этой линии. Например, это могут быть события, когда вы по какой-то причине хотя бы частично получали доступ к этому состоянию, или были в него глубоко погружены, или стремились к нему.
  4. Вернитесь в настоящее на этой линии времени, опять погрузитесь в СС, и двигайтесь с ним по линии времени в будущее, внося его в ситуации, где оно может больше всего пригодиться.
  5. Пройдитесь несколько раз по линии времени, объединяя и связывая эти переживания.
  6. Отследите, как изменилось ваше представление и понимание этого сущностного состояния.

Например:
– Я выбрал сущностное состояние «единение с миром». Для меня оно обозначает, что я уже там, где мне нужно и чувство, что мир течёт через меня. При этом это очень спокойное и совершенно беззвучное состояние. Я вошёл в него максимально, установил якорь, и начал двигаться по мысленной линии времени на полу назад в прошлое. И нашёл достаточно много ситуаций, в которых я переживал «единение с миром»! Иногда они были кратковременными, иногда достаточно долгими, но они точно были. Я вернулся в настоящее на линии времени, повторно максимально погрузился в «единение с миром» и двинулся в будущее. По дороге я добавлял это сущностное состояние в ситуации, в которых оно было бы полезным. Прошёл где-то лет на 20 вперёд. А потом прошёлся по линии времени из прошлого в будущее и обратно, проживая присутствие «единения с миром» в моей жизни. Потом я сошёл с линии времени. И понял, что состояние стало намного более присутствующим в моей жизни, и связывающим прошлое с настоящим и будущим. А присутствие его в будущем делает меня более стабильным и устойчивым.

Ценности - наши обобщения опыта. Какое-то переживание нам нравится и нам становится важно его повторение. Так что одна из полезных вещей - получить доступ к опыту, связанному с этой ценностью.

  1. Вживитесь в ценность.
  2. Установите якорь на это переживание.
  3. Представьте себе на полу линию времени (как в технике «Изменение личностной истории»). Удерживая якорь, мысленно двигайтесь в прошлое и находите события, которые связаны с этой ценностью, а события отмечайте бумажками на этой линии.
  4. Пройдитесь несколько раз по линии времени, объединяя и связывая эти переживания.
  5. Отследите, как изменилось ваше представление и понимание этой ценности.

Ценности очень важные элементы нашего опыта. Но часто они воспринимаются достаточно абстрактно. Полезно научиться ценности переживать более сенсорно, «вживаться» в них.
Для этого нам нужно:
• название ценности (вербально);
• голос, которым это название произносится (аудиально);
• картинка ценности (визуально);
• ощущение от ценности (метакинестетика);
• жест, соответствующий ценности (соматика).
Сначала вы подбираете все эти элементы представления ценности по отдельности, а потом объединяете в единое целое.

Например:
– Моя ценность - уверенность в себе. Ощущается как распирание и тепло в груди. Визуальный образ - кукла ванька-встанька. Жест - такое сведение рук с напряжением на уровне солнечного сплетения. Голос - ровный, немного хрипловатый, низкий.

Какие-то наши ценности мы воспринимаем как реализованные, достигнутые, а какие-то как нереализованные. Как они различаются в ментальном пространстве?

Упражнение

315

Возьмите по 5-6 реализованных и нереализованных ценностей и определите для себя, где в ментальном пространстве находится категория первых, а где - вторых.

Антиценности, как и ценности, можно выстроить в иерархию.
Это полезно для того, чтобы понять, чего вы больше всего не хотите в своей жизни и разобраться почему это так.

  1. Определяете поведение, идею, понятие, которые вы не хотите, чтобы были в вашей жизни: воровать, испачкаться, предательство, обида, раздражение и т.п.
  2. Находите стоящую за ним антиценность: воровать - поступать плохо.
  3. Задайте себе вопрос: "Чего более важного я избегаю?" или "Чего более важного я не хочу иметь в своей жизни?". Поступать плохо - нарушать правила.
  4. Задайте те же вопросы к найденной антиценности.
  5. Повторяйте этот процесс, пока не дойдёте до максимально важной антиценности.

Например:

  • воровать
  • поступать плохо
  • нарушать правила
  • быть отвергнутым
  • покинутость
  • одиночество
  • бессмысленность

Можно проделать этот процесс для разных контекстов - у вас могут получаться другие цепочки.

Какие-то наши ценности мы воспринимаем как реализованные, достигнутые, а какие-то как нереализованные. Возьмите список ваших ценностей (10 - 15 штук) и оцените уровень реализованности этих ценностей, совершенно субъективно - от 0 до 10. Это нужно для того, чтобы найти тот критический уровень, после которого ценность считается реализованной.

Например:

  • друзья 7
  • любовь 6
  • счастье 4
  • комфорт 9
  • общение 3
  • личностный рост 5
  • эффективность 5
  • рациональность 3
  • поддержка 8
  • успех 4

Судя по всему, если уровень реализации ценности больше 6 - то ценность считается достигнутой, а если меньше - то нет.

Если у вас проблема, которую можно описать, как внутренний конфликт: с одной стороны, с другой стороны…

  • хочется ещё поспать, но пора вставать (с одной стороны хочется поспать, с другой стороны пора вставать);
  • надо делать карьеру, но не хватает времени на семью (с одной стороны карьера важна, с другой стороны семья тоже важна);
  • съесть тортик, но может отразиться на фигуре (с одной стороны хочется получить удовольствие сейчас, с другой стороны это может испортить внешний вид);
  • надо бы заняться спортом - но лень (с одной стороны спорт полезен – с другой стороны хочется отдохнуть).

Для того чтобы разобраться в этом внутреннем конфликте:

282

  1. Определите «стороны» конфликта: работа и семья, сон и работа, спорт и отдых.
  2. Определите критерии (намерения) сторон: сон - комфорт, работа - карьера, спорт - здоровье; семья - семья (как ценность).
  3. Напишите критерии на бумажках и положите на пол в соответствии с уровнем важности (обычно - чем «выше», тем важнее).
  4. Передвигайте бумажки так, чтобы найти наиболее оптимальное соотношение важностей между критериями.
  5. Экологическая проверка: не повредить ли вам такое соотношение уровней важности критериев в этой ситуации?
  6. Встаньте на бумажки и примите новое соотношение важности критериев.
  7. Представьте себя в будущем в трёх - пяти ситуациях, в которых раньше у вас было нежелательное поведение.

Ценности в субъективном представлении могут быть реализованные и нереализованные. Реализованные ценности - те, что воспринимаются как достигнутые, уже присутствующие в жизни. Нереализованные - те, что ещё нужно достигнуть и к их достижению стоит стремиться. Например.

  • Семья - реализованная ценность, то, что уже есть в моей жизни.
  • Успех - нереализованная ценность, то, к чему я стремлюсь.

Упражнение

272

Определите, какие ценности вы воспринимаете как реализованные, какие как нереализованные? В чём их различие в вашем представлении?

218

Выберите 3-5 ваших антиценностей из списка и для каждой определите уровень важности: 0 (не важно) - 10 (максимально важно).

Если ценности - это важные для вас вещи, которые вы хотите иметь, то антиценности - важные для вас вещи, которых вы бы хотели избежать.

Выберите 3-5 ценностей из списка и дайте им определение - что это такое именно в вашем понимании.

Выберите 3-4 ваших ценности и антиценности и сформулируйте для них убеждения всех типов.