Полезный навык - умение калибровать своё искреннее конгруэнтное согласие. А полезен он может быть при принятии решений, при уточнении для себя, что нравится, при проверке внутренних результатов, при выполнении техники «Шестишаговый рефрейминг» с самим собой и так далее.

То, что ответ искренний, не означает, что он истинный. Это скорее признак того, что вы действительно так думаете. Так что угадывать выигрышные номера в лотерею так вряд ли получится.

Искреннее согласие подразумевает ответ на закрытый вопрос - на который положено отвечать только «да» (согласие) или «нет» (несогласие). Но на самом деле там ещё есть ответ «не знаю» (сомнение). Вот эти сигналы сейчас и будем тренироваться калибровать.

1️⃣ Найдите во 3-4 вещи, с которыми вы:
🔸полностью искренне согласны;
🔸полностью искренне несогласны;
🔸сомневаетесь или не знаете ответа.
Это может касаться совершенно разных вещей - от математики до фамилии бабушки. Например, сколько будет квадратный корень из 16, вращается ли Земля вокруг Солнца, в каком году встретились родители или выиграет в следующем матче Манчестер Юнайтед.

Так как здесь в ответе участвует и бессознательное, вопросы должны быть чёткими и однозначными. Например: «Сейчас идёт дождь?», - не совсем понятный вопрос. Так как у вас может его и нет, а где-то идёт. Так что более однозначным скорее будет: «За окном (на улице) сейчас идёт дождь?»

2️⃣ Определите как вы внутренне реагируете при согласии, несогласии и сомнении. Для этого (внутренне) сделайте несколько утверждений с которыми вы согласны и откалибруйте свою реакцию.
– Квадратный корень из девяти - три?
– После июня идёт июль?
– Вчера я пришёл на работу вовремя?
Отследите, как меняется ваша поза, движения, голос внутреннего диалога, метаощущения, дыхание, внутренние образы.
Аналогично для несогласия.
– Земля имеет форму квадрата?
– Мне 15 лет?
– Я люблю тёплое пиво?
И для сомнения.
– Люди полетят на Марс до 2030 года?
– Завтра будет сильный дождь?
– Мои родители первый раз встретились в ресторане «Прага»?
К примеру, различие во внутренних реакциях:
🔸Согласие: согласный кивок головой, мышцы расслаблены, лёгкая улыбка, внутренний голос звонкий и быстрый, возникающая картинка яркая, находится передо мной и цветная, поза симметричная, ощущение тепла и расслабления в середине груди, дыхание ровное глубокое.
🔸Несогласие: голова движется назад, шея напрягается, губы поджаты, мышцы плеч и лица напряжены, поза симметричная, внутренний голос быстрый и низкий, отвечает с задержкой, ощущение напряжения в солнечном сплетении, задержка дыхания перед ответом, картинка темная, близко, справа внизу.
🔸Сомнение: голова наклоняется вбок и втягивается в плечи, потеря симметрии, плечи поднимаются, мышцы напряжены средне, нижняя губа выпячена, голосом ответа нет, ощущение лёгкого напряжения в середине груди, картинка передо мной смутная, тёмная, размытая.
3️⃣ Выберите 2-3 наиболее удобные вам для калибровки искренности ответа характеристики. Например:
🔸движение головой;
🔸метаощущение;
🔸голос внутреннего диалога.
4️⃣ Потренируйтесь в калибровке внутреннего ответа на закрытые вопросы. Самые разные. В том числе и на те, на которые вы пока не знаете однозначного ответа.
– Мне нравится тушёные кабачки?
– Стоит ли мне завтра встречаться с Сергеевой?
– Купить эту зелёную куртку?
– Моё намерение самореализации - уверенность в себе?
Если ответ скорее неожиданный, полезно его потом будет проанализировать.

Намерение есть не только у поведения и другого намерения, но и у качеств. Знание ценностей - особенно терминальной ценности - стоящей за качеством, поможет это качество усилить или развить.

Терминальные ценности (ценности-цели) - это ценности, которые важны сами по себе. Для них нет ответа на вопросы: «зачем тебе это?», «какой в этом смысл?», «что ты получишь от этого?». Для выявления терминальной ценности вы просто проходите по цепочке намерений, задавая только вопросы о смысле (выше). До тех пор, пока не найдёте ценность, которая будет важна сама по себе.

1️⃣ Выберите качество, которое вы хотите у себя развить или усилить. Определите его для себя.
2️⃣ Пройдитесь по цепочке намерений/ценностей до терминальной ценности.
3️⃣ Максимально прочувствуйте эту терминальную ценность.
4️⃣ Двигаясь назад по цепочке вносите в каждую инструментальную ценность «энергию» терминальной ценности. Как это меняет эти ценности?
5️⃣ Внесите энергию терминальной ценности в качество, с которым вы работаете. Представьте связь между этим качеством и терминальной ценностью.
6️⃣ Как теперь вы воспринимаете это качество? Что изменилось в вашем представлении о нём?
7️⃣ Не повредит ли вам это новое представление? Если да - подумайте, что вам нужно добавить в качество, чтобы последствия стали более приемлемыми.
8️⃣ Представьте, как вы теперь будете вести себя в ситуациях, где проявляется это качество - завтра, через неделю, через месяц.

Качество «усидчивость». Это способность удерживать внимание на определённой задаче в течение продолжительного времени, не отвлекаясь на всякое внешнее воздействие. Прошёлся по цепочке:
– Зачем мне усидчивость?
– Для сосредоточенности.
– Что даёт мне сосредоточенность?
– Концентрацию на задаче.
– Зачем мне концентрироваться на задаче?
– Для быстрого получения результата.
– Зачем мне быстро получать результат?
– Чтобы быть эффективным.
– Какой смысл быть эффективным?
– Это даёт свободу.
– Зачем мне свобода?
– Она важна сама по себе. [терминальная ценность]
Вжился в ценность «свобода» - это такое чувство отсутствия ограничений, возможность двигаться в любую сторону. На уровне метакинестетики - чувство распирания по всей поверхности туловища, и спереди, и с боков, и сзади, от пояса до шеи.
Внёс «свободу» в низлежащие ценности и действия. Эффективность стала более лёгкой, из неё исчезла заданность. Быстрое получение результата стало восприниматься скорее игрой. Концентрация на задаче стало естественным процессом, к которому не надо прикладывать усилий - занимаешься чем-то и прост сконцентрирован, сосредоточен на этом. Сосредоточенность просто объединилась с концентрацией. А вот усидчивость стала чем-то вроде свободного выбора, а не заданности. И появилось представление о связи усидчивости и свободы.
Сделал экологическую проверку - всё хорошо.
Привязка к будущему - теперь если я решаю, что мне нужно заняться чем-то, что требует времени и сосредоточенности, появляется чувство собственного выбора. И мне просто нравится заниматься этим долго и внимательно.

576

Одно из важных основных невербальных сообщений - «активность - пассивность». Практически, это сообщение о готовности к действию, мотивированности. То есть когда человек мотивирован, готов действовать - он будет демонстрировать активность, а если действовать ещё не готов - пассивность. Соответственно, когда вы кого-то мотивируете, вы как раз и калибруете переход от пассивности к активности. И, когда вам самому нужно показать свою готовность к действию или когда вы кого-то мотивируете что-то начать делать - хорошо бы демонстрировать активность. А то её отсутствие при мотивации на действие как-то расхолаживает.
▶️ Мотивировал, мотивировал, невымотивировал.
❗️Замечание: активным можно быть на низкой «энергии», и пассивным на высокой. Хотя при переходе к активному состоянию обычно «энергия» возрастает.
▶️ Эмоции условно можно разделить на пассивные, в которых человек вряд ли что-то будет делать: спокойствие, блаженство, печаль, счастье, - и активные: азарт, ярость.

Невербальные признаки:
🔸Активность: наклон вперёд, поднятые плечи, более высокий тонус мышц, «сконцентрированный» взгляд.
🔸Пассивность: прямая или отстранённая назад поза, опущенные плечи, более низкий тонус мышц, «рассеянный» взгляд.

🛠 Упражнение
Калибруйте в течение недели людей - на улице, в метро, в видеороликах и так далее, - какое сообщение они посылают: активность или пассивность. Особенно отмечайте момент, когда происходит переход от пассивности к активности (и обратно). Например, когда человек в метро собирается выйти, он начинает демонстрировать активность окружающим, чтобы они его пропустили.

574
В аниме «Человек-бензопила» есть момент. У главного героя, парня 16 лет, есть мечта. Он хочет потрогать женскую грудь. Одна девушка помогает реализовать ему эту мечту, после чего герой долго находится в прострации. Когда начальница спрашивает, что с ним, он отвечает: «Да я тут наконец-то мечту свою смог осуществить. Но как только я её достиг, то я понял, что нет ничего такого. И вот теперь думаю - я теперь на всю жизнь разочарование словил. Я был счастливее, пока шёл к этой мечте, а как достиг - вообще потерялся.»

⭐️ Задание
Представьте, у вас есть мечта всей жизни - чего-то достигнуть, где-то побывать, что-то испытать. И вот вы реализуете эту мечту. Что вы будете переживать, если достижение мечты вас скорее:
🔸разочаровало;
🔸оставило спокойным;
🔸восхитило.

Убеждения - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. И как всякое обобщение для каких-то контекстов оно (более-менее) истинно, для каких-то (более-менее) ложно.
⭐️ Возьмите 3-5 своих убеждений и подумайте, в каких контекстах эти они истинны, а в каких - ложны. Например:
– Убеждение «Каждый человек уникален». Оно скорее истинно, когда мы говорим об уникальном опыте человека, его способностях и талантах. Но оно скорее ложно, когда мы говорим о характеристиках, которые присущи практически всем людям: мы все дышим, у нас есть сердце, люди способны общаться, мыслить и так далее.

570
У людей есть две часто конкурирующие управляющие системы: эмоциональная и логическая. За эмоции отвечает лимбическая система, за логику - префронтальная кора. Логическая система как раз и отвечает за контроль и силу воли, которые нам позволяют что-то делать не ради сиюминутных удовольствий, а ради долгосрочных целей. Вроде съесть сейчас не вредный тортик, а полезную морковку. Или пойти позаниматься спортом, а не валяться на диване и смотреть тик-ток.
Контролировать себя достаточно сложно и часто не получается. Но можно облегчить себе этот процесс слегка обманув всю систему - научившись получать наслаждение от контроля.
❗️Все варианты только для примера.
1️⃣ Определите что-то, что вы хотите научиться контролировать.
❗️Для начала лучше выбрать что-то не очень сложное и простое - чтобы потренироваться.
• мыть посуду сразу после еды (а не откладывать на потом);
• делать небольшие дела сразу, не откладывая;
• сразу после подъёма делать 10 приседаний, а не сразу идти смотреть новости;
• проходить мимо лежащей на столе конфеты.
✅ Обязательно проверьте экологию - не станет ли вам хуже, если вместо того, чтобы съесть пирожное, вы будете есть яблоко?
2️⃣ Что именно вы хотите:
• не делать (есть конфету, валяться на диване, смотреть новости);
• делать вместо этого (проходить мимо, заниматься спортом, есть морковку).
3️⃣ Что вы бы получали делая, что не хотите делать? Вроде съев конфету или валяясь на диване?
• удовольствие;
• радость;
• спокойствие.
4️⃣ Какую ценность вы удовлетворите, контролируя этот процесс и делая что-то другое?
• уверенность в себе;
• гордость;
• контроль;
• управление жизнью.
5️⃣ Выберите чувство, которое вы хотите испытывать контролирую себя в этой ситуации. Это чувство должно быть положительный и более интенсивным, чем то, что у вас п.3.
• наслаждение;
• восторг;
• счастье.
Доведите это чувство до максимума и заякорите его.
6️⃣ Мысленно проиграйте момент контроля и запустите якорь на наслаждение (восторг, счастье). Например, вы
подходите к столу на котором лежит конфета, хотите её взять, но проходите мимо. И в этот момент запускаете якорь.
❗️То есть вы испытываете наслаждение от контроля: представляете себе, что можете взять конфету, но отказываетесь, проходите мимо и от этого испытываете наслаждение.
7️⃣ Закрепите - проиграйте мысленно ситуацию, каждый раз после момента контроля испытывая наслаждение (восторг, счастье). Например: вы проходите мимо конфеты, не берёте её и теперь чувствуете от этого восторг.
8️⃣ Проверьте, работает ли это в реальности. Например: положите на стол конфету и пройдите мимо. Если вы чувствуете от этого восторг - отлично, если нет - вернитесь на 5 шаг.

– Я решила научиться контролировать то, как я пью кофе утром после завтрака. Обычно я его пью с чем-то сладким: печенье, конфета, вафли. А хочу отказаться от этого и просто пить кофе. Проверила экологию - всё ОК.
Ценности и эмоции. От того, что я пью кофе со сладким я получаю удовольствие, а пью просто кофе - для здоровья. Контролируя этот процесс я удовлетворяю такую ценность, как управление своей жизнью. И контролируя этот процесс я хочу испытывать наслаждение.
Вспомнила состояние наслаждения, довела его до максимума и заякорила - сжала левую руку в кулак. Проверила - якорь работает. После этого представила как я наливаю себе кофе, думаю, что хорошо бы взять конфету, говорю себе «нет» и просто начинаю пить кофе. И в этот момент запустила якорь. Проиграла ситуацию в голове несколько раз - вот я наливаю кофе, хочу взять что-то сладкое, не беру и от этого испытываю колоссальное наслаждение.
Проверила утром - действительно, теперь как только думаю о конфете с кофе, тут же хочется от неё отказаться и от этого такое удовольствие получаю, просто ох.

Глобальные концепции - это важные идеи или принципы, которые касаются глобальных контекстов, вроде «вся жизнь». Это могут быть как цели, например «миссия», «предназначение», так и принципы жизни, вроде «жить счастливо» или китайский «дао». Подумайте, какие глобальные концепции важны для вас. И какие обозначают цели, а какие - принципы/правила жизни.

Обратите внимание, что здесь идёт речь о правилах или принципах жизни, которые касаются глобального контекста и организуют большинство ваших действий. Вроде (китайского) «у вэй», которое обозначает действие только в соответствии с высшей целью. Или миссии, которая означает глобальную цель.
Это не обязательно цели или правила, которым вы уже следуете или стараетесь следовать. А те, которые важны для вас и вы хотите их присутствие в своей жизни.

• миссия;
• предназначение;
• смысл жизни;
• истина;
• справедливость;
• развитие;
• контроль;
• судьба;
• ответственность;
• правильная жизнь;
• полная жизнь;
• жить по правде;
• осмысленность;
• жить в согласии с собой;
• полная самоотдача;
• видение;
• принятие себя;
• дао;
• икигай;
• гармония;
• …

Глобальные концепции - это важные идеи или принципы, которые касаются глобальных контекстов, вроде «вся жизнь». Это могут быть как цели, например «миссия», «предназначение», так и принципы жизни, вроде «жить счастливо» или китайский «дао». Подумайте, какие глобальные концепции важны для вас. И какие обозначают цели, а какие - принципы/правила жизни.

Обратите внимание, что здесь идёт речь о правилах или принципах жизни, которые касаются глобального контекста и организуют большинство ваших действий. Вроде (китайского) «у вэй», которое обозначает действие только в соответствии с высшей целью. Или миссии, которая означает глобальную цель.
Это не обязательно цели или правила, которым вы уже следуете или стараетесь следовать. А те, которые важны для вас и вы хотите их присутствие в своей жизни.

• миссия;
• предназначение;
• смысл жизни;
• истина;
• справедливость;
• развитие;
• контроль;
• судьба;
• ответственность;
• правильная жизнь;
• полная жизнь;
• жить по правде;
• осмысленность;
• жить в согласии с собой;
• полная самоотдача;
• видение;
• принятие себя;
• дао;
• икигай;
• гармония;
• …

Один из способов определить для себя важные ценности - это быстро и спонтанно закончить фразу:
– Главное в жизни …
Например:
– Главное в жизни быть счастливым.
– Главное в жизни - это здоровье близких.
– Главное в жизни - это найти себя.
Фразу можно чуть переделать под задачу:
– Моя цель в жизни …
– Мой смысл жизни …
– Моя миссия …
– Моё предназначение …
Главное - ответ должен быть быстрым и спонтанным.

К ответу не стоит относиться как к абсолютной истине (впрочем так не стоит относиться к ответам полученным практически любым способом), но как к теме на подумать - вполне.

Мы сейчас больше едим не из-за голода, а потому что хотим получить удовольствие. Или разбить время, заесть стресс и тому подобное.
Поэтому полезно научиться различать внутренние сигналы о том что вы голодны и остальные. Скорее всего это будет метакинестетика, но так же могут быть и другие различия.

Возможно для того, чтобы хорошо прочувствовать состояние голода вам придётся довольно долго не есть. Будьте к этому готовы.

Например:
– Когда я голоден, появляется сосущее ощущение в верхней части живота под солнечным сплетением где-то в глубине теле. Плюс появляются мурашки на лице.
– Когда меня тянет поесть для удовольствия ощущения немного другие. Это тоже тянущее ощущение, но оно в районе пупка, слабее и воспринимается почти под кожей. И мурашек на лице нет. А при желании заесть проблему тянущее ощущение ещё ниже, но чуть сильнее.

Для того, чтобы лучше разобраться в какой-то своей эмоции полезно ответить на несколько вопросов. Сегодня исследуем эмоцию «гнев».

560

1️⃣ Что она для вас обозначает?
– Нарушены очень важные для меня ценности.
– Люди нарушают важные общественные правила.
– Кто-то нагло нарушает мои личные границы.
2️⃣ В каких ситуациях вы её можете испытывать?
– Во время просмотра новостей по телевизору.
– Во время разговори с родственниками.
– Когда оцениваю сделанную наёмными рабочими работу.
3️⃣ Как она проявляется в метакинестетике?
– Интенсивное тянущее ощущение в груди и голове
– Жаркая вибрация идущая от живота в голову.
4️⃣ Как она проявляется в теле и голосе?
– Немного ссутуливаюсь, поджимаю губы, сжимаю руки в кулаки.
– Плечи подняты, мышцы напряжены, кулаки сжаты.
5️⃣ Найдите критические характеристики интенсивности гнева и прошкалируйте состояние.
– Интенсивность гнева зависит от силы жара вибрации - чем жарче, тем сильнее.
– Чем сильнее напряжены мышцы и сжаты кулаки - тем гнев сильнее.

Девятишаговая схема изменения описывает структуру техник НЛП (и не только). Собственно, ядро техники - это шаги с 4 по 9:

  1. Определение ресурса
  2. Доступ к ресурсу
  3. Внесение ресурса в контекст
  4. Проверка результата
  5. Экологическая проверка
  6. Привязка к будущему.

559

Разложите технику «Смена субмодальностей» по девятишаговой схеме, основное: как определяем ресурс, как переносим, как вносим в контекст.

Например:

  1. Определение ресурса: поиск «эталонной» ситуации с нужной оценкой.
  2. Доступ к ресурсу: выявление субмодальностей (или критической субмодальности), кодирующих нужную оценку.
  3. Внесение ресурса в контекст: замена субмодальностей у «рабочей» ситуации.
    Проверяем результат, экологию, делаем привязку к будущему.

Сделайте себе наложение якорей из 3 позитивных состояний. Исследуйте, что вы испытываете при воспроизведении якоря.

– Я выбрал уверенность, азарт и радость. А как стимул - сжатие большого и указательного пальцев правой руки. Вошёл в состояние уверенности - сжал пальцы - разжал пальцы - вышел. Вошёл в состояние азарта - сжал пальцы - разжал пальцы - вышел. Вошёл в состояние радости - сжал пальцы - разжал пальцы - вышел. Отвлёкся, прошёлся по комнате. Запустил якорь. Получилось довольно интересное состояние, состояния набегали волнами - то уверенность, то азарт, то радость. И при этом общее чувство какого-то подъёма.

Возьмите за практику быстро прорабатывать случайно вспомнившиеся неприятные ситуации небольшого или среднего уровня важности.

«Быстро» здесь касается и продолжительности проработки — то есть проработка должна занимать всего несколько минут. И момента — то есть сама проработка происходит в несколько ближайших минут после того, как ситуацию вспомнили. Лучше сразу же. Если сразу невозможно — совещание, ведёте машину, бежите дистанцию, — то практически как только появится возможность.

Прорабатывать можно при помощи EMDR, Квадратного дыхания, Игр нового кода, Сдвига субмодальностей, Коллапса якорей и т.д.

Как метапрограмма «Вне времени» связана с диссоциацией?
• никак;
• эту метапрограмму как раз можно описать как склонность к диссоциации;
• диссоциация связана с референцией, а не с «Во-Вне времени».

Ответ

Метапрограмма «Во-вне времени» действительно связана с ассоциацией - диссоциацией. Люди «Вне времени» склонны к диссоциации, а «Во времени» к ассоциации. В некоторых книжках по профайлингу она так и называется: «Ассоциация - диссоциация».
А референция с диссоциацией особо не связаны.

При работе с убеждениями часто нужно создать новое более подходящее убеждение. Сделать это можно разными способами: от формулировки на основе критериев правильного убеждения до использования телесных метафор. Ещё один способ - это растяжка убеждения от максимально ограничивающего в данном контексте до максимально гибкого. И поиск наиболее подходящего варианта в этом множестве.

552

1️⃣ Сформулируйте ваше рабочее убеждение (то есть убеждение, которое вы хотите изменить).
– Мне трудно поменять свою жизнь, потому что это слишком сложно.
2️⃣ Сделайте это убеждение максимально ограничивающим. Обычно для этого полезно использовать модальности долженствования, запрета, точности и кванторы всеобщности.
– Я абсолютно не способен изменить хоть что-то в своей жизни, потому что это невозможно.
3️⃣ Сделайте это убеждение максимально расширяющее. Обычно для этого полезно использовать модальности возможности, разрешения, вероятности и кванторы существования.
– Я могу и имею право менять свою жизнь как угодно, так как я сам способен определить легкость изменений.
4️⃣ Представьте себе линию на полу длиной 2-3 метра, где с одной стороны находится максимально ограничивающий вариант убеждения, а с другой - максимально расширяющий. Можно убеждения (рабочее, максимально ограничивающее и максимально расширяющее) написать на бумажках и положить на пол.
5️⃣ Сначала встаньте на место на этой линии, соответствующее вашему рабочему убеждению. И сделайте общее представление для этого убеждения:
• найдите его точную формулировку;
• подходящий голос, которым вы это убеждение произносите;
• визуальное представление;
• позу;
• жест;
• внутреннее ощущение.
– Формулировка убеждения: «Мне трудно поменять свою жизнь, потому что это слишком сложно». Голос глухой, медленный, низкий. Образ - человек стоит на дороге, вокруг которой высокий забор. Поза ссутуленная, голова опущена, плечи подняты. Жест - «извиняющееся» поднятие плеч с разведением рук в стороны. Ощущение - тяжесть в плечах и общее чувство скованности.
6️⃣ Встаньте последовательно на место максимально ограниченного убеждения и найдите его общее представление как в предыдущем пункте. Потом сделайте то же самое для максимально расширяющего убеждения.
7️⃣ Несколько раз пройдитесь по этой линии от точки максимально ограничивающего убеждения до точки максимально расширяющего убеждения, делая растяжку перехода из одного состояния в другое.
8️⃣ Найдите на этой линии место наиболее оптимального (по ощущениям) убеждения. Сделайте для него общее представление.
– Получилось новое убеждение: «Я могу менять мою жизнь и определять сложность изменений». Голос более звонкий, быстрый и высокий. Образ - человек стоит на перекрёстке множества дорог. Поза выпрямленная, голова поднята, плечи расправлены. Жест - указующий вперёд. Ощущение - распирание в груди и тянущее ощущение вверх.

В различных техниках по изменению убеждений или в примерах фокусов языка убеждения предлагаются явно, так сказать преподносятся на блюдечке. Но в жизни так бывает редко - скорее вам приходится делать предположение об убеждении на основе какого-то рассказа.

🛠 Задание
Ниже рассказ человека. Ваша задача сделать достоверное предположение о каком убеждении идёт рассказ.
❗️От вас не требуется угадать абсолютно точно, но понять главное направление мыслей человека.

– Мне говорят, что я могу достичь большего и что у меня есть потенциал. Но я понимаю, что это не мое, и мне не хочется тратить свою жизнь на погоню за успехом. Я просто не вижу в себе сил, чтобы достичь чего-то значимого. Я всегда считала себя средним человеком, который не способен на великие дела. К тому же я не обладаю достаточным упорством и решительностью. Мне всегда было сложно сделать первый шаг, и я часто теряюсь в своих сомнениях и страхах.

Ответ

Возможное убеждение: «Я не могу стать успешной».

Есть довольно распространённая антиценность 😰 «несчастье». Которая присутствует в картах многих людей. Давайте с ней немного поразбираемся. Несколько вопросов.

548

1️⃣ Есть ли в вашей карте понятие 😰 «несчастье»?
2️⃣ Если да, то какой у этого 😰 понятия уровень важности: от 0 (неважно) до 10 (максимально важно) баллов?
3️⃣ Как вы определяете для себя что это такое? Например:
• отсутствие счастья долгое время;
• отсутствие счастья в большинстве жизненных контекстов;
• сильное нарушение ожиданий;
• нарушение важных ценностей;
• недостижение важных целей;

4️⃣ Как меняется ваша жизнь, если вы оценили, что есть 😰 «несчастье»?
• чувствую подавленность;
• внутренние картинке текущих событий становятся более серыми и блёклыми;
• будущее кажется пустым/блёклым/далёким;
• стараюсь совершать как можно меньше действий;
• делаю только вещи, необходимые для поддержания жизнедеятельности;

5️⃣ Что нужно, чтобы выйти из этого состояния 😊?
• достигнуть важной цели;
• реализовать важные ценности;
• испытать восторг в какой-то ситуации;
• стать счастливым хотя бы в 1/3 важных для себя контекстов;
• начать заниматься повседневными делами;
• влюбиться;

Часть метапрограмм у человека «жёсткие» - то есть он в большинстве контекстов использует только один из паттернов (во всех контекстах только «внутренняя референция»), часть «гибкие» - человек может менять паттерны и/или использует разные паттерны в разных контекстах (может использовать как «внутреннюю референцию», так и «внешнюю референцию»).
Оцените уровень гибкости ваших метапрограмм от 1 до 10 (10 - максимально гибкая) и зарисуйте, например, в виде радиальной диаграммы.

546

Вы скорее всего знаете о «Колесе жизненного баланса». Со счастьем можно сделать аналогичное «колесо» и посмотреть, в каком контексте вы уже счастливы (то есть важные ценности удовлетворены), а в каком счастливы не полностью (не все важные ценности удовлетворены).

544

🛠 Задание

  1. Нарисуйте своё «колесо» контекстов, за основу можно взять те, что на рисунке - только как пример списка контекстов.
  2. Отметьте те контексты, в которых вы уже счастливы (основные ценности удовлетворены), а в каких вы счастливы не полностью (не все важные ценности удовлетворены).
  3. Подумайте, что вам нужно, чтобы чувствовать себя счастливым в большом контексте, «по жизни»: быть счастливым в половине (3/4, 1/3, всех) контекстов, быть счастливым в наиболее важных контекстах (каких), не быть несчастливым ни в одном контексте...
  4. Выберите в каких контекстах вам ещё нужно стать счастливым, чтобы быть счастливыми «вообще».
  5. Для этих контекстов определите, какие ценности вам нужно в первую очередь реализовать/удовлетворить.